Толкование на Ис. 12:1

Свт. Амвросий Медиоланский

Ст. 1-6 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев

Итак, лучше имеющее глаза безумие, которое видит свои язвы, чем не имеющая глаз мудрость. И поэтому царь, побужденный духовным взглядом своего безумия, утверждает, что он поражаем несчастьями таким образом, что оказывается в состоянии найти лекарство раскаяния, которое Иуда, приобретший землю неправедною мздою (Деян. 1:18), не смог найти. Несчастьями, - говорит, - я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу (Пс. 37:7).

О каком пределе, до которого он согбен, идет речь? Или он согбен до предела, подобающего при раскаянии или гораздо сильнее, если узреть здесь намек на тайну Христа, являющегося пределом и концом закона, Христа, допустившего, чтобы Его погребли среди камней и чтобы было изранено Его мертвое тело. Но те раны источали не зловоние раскаяния, но благоухание милости. И не гной смерти, как у остальных людей, извергался из Его раны, но источник вечной жизни, как учит Писание, говоря: И будет бить ключом вода вместе с радостью из источников спасений.

Итак, из раны будет бить ключом вода, чтобы мы пили спасение. Все грешники на земле будут пить, чтобы освободиться от грехов. Впрочем, следует рассматривать каждый случай в отдельности. Христос был поражен несчастиями, чтобы сделать счастливыми людей, которые утвердились в несчастьях. Никто да не назовет несчастным того, кто праведен. Ибо он сказал: «Никто не сделает вас несчастными». Он был согбен, чтобы мы выпрямились; Он был опечален, чтобы дать нам радость, согласно Писанию: Ибо, если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? (2 Кор. 2:2). Следовательно, тот, кто опечален из-за Господа Иисуса Христа, сам радует Христа и Христос радует его. Потому-то мы и понимаем, что от нас не требуется формальных оправданий. Склонимся до предела, имея не только веру во Христа, но и твердость в наших страданиях, чтобы радоваться в них, как и Христос радовался во время Своих страстей. Страдания, которые Он принял за рабов своих, мы примем за Господа.

Даже если мне не хватает способностей, не прекращается помощь от чтения божественного Писания, как сказал апостол: Господь Иисус, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8:9). Итак, какова та бедность, которая делает богатыми? Рассмотрим ее, обратим внимание на само священное таинство. Что может быть чище его, что проще? Никто не орошается воловьей кровью, что, говорят, происходит при жертвоприношениях язычников. Не кровью козлов и баранов омывается грешник, ибо он при этом и не очищается; ведь омывается плоть, а вина не заглаживается. Но истечет, говорит, вода вместе с радостью из источников спасения, и приготавливается на виду у тебя небесная трапеза; сколь прекрасна преисполненная чаша (Пс. 22:5)! Это и есть богатство радушия, в котором заключается драгоценная бедность Христа. Да и нравам бедность полезна, поэтому и Господь сказал: Блаженны нищие духом (Мф. 5:3), - и в псалмах мы находим, что Господь смиренных духом спасет (Пс. 33:19). Бедность изобильна и в скудном пожертвовании, если изобилует вера. Поэтому апостол говорит: И глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия (2 Кор. 8:2).

Объяснение двенадцати псалмов.


Между этим богачом и бедняком велика пропасть, ибо после смерти воздаяние не может измениться, и поэтому в преисподней богач изображается желающим получить какое-то облегчение от бедняка. Ибо вода - это подкрепление души, находящейся в скорбях. О такой воде говорит Исаия: И в радости будете почерпать воду из источников спасения. Почему, однако, богач страдает до суда? Ибо для привыкших к роскоши наказание заключается в том, чтобы быть лишенным наслаждений. Ведь и Господь говорит: Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием (Лк. 13:28). Богач же тот стал учителем слишком поздно, когда уже пришло время учиться, а не учить.

Толкование на Евангелие от Луки.

Свт. Василий Великий

Ст. 1-2 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение

Тогда-то народ скажет: Благословлю Тя, Господи, яко разгневался еси на мя, и отвратил еси ярость Твою, и помиловал мя еси. Нередко иной бывает оставлен за то, что однажды увлекся в египетские пороки и несколько времени водился своим безрассудством, и он пожинает, что сам худо посеял. Но кто не совершенно оставлен, а напротив того, получил какое ни есть благодеяние, тот скажет: Благословлю Тя, Господи, яко разгневался еси на мя, и отвратил еси ярость Твою, и помиловал мя еси. Подобно сему и следующее место: Гнев Господень стерплю, яко согреших Ему, да оправдит прю мою и после сего изведет в конец суд (ср. Мих. 7:9), ибо Он не до конца прогневается, ниже во век враждует (Пс. 102:9).

А кто говорит: Благословлю Тя, Господи, яко разгневался еси на мя и помиловал мя еси, тот, сознавая благодеяние Божие, будет хвалиться им и скажет: Се, Бог мой спас мой, уповая буду на Него и не убоюся; зане слава моя и похвала моя Господь. Сего не скажут те, которые милостыню творят пред человеки (ср. Мф. 6:1), славу друг от друга приемлют, а славы, яже от Единаго Бога, не ищут (ср. Ин. 5:44) и вообще преступают заповедь говорящего: Не бываим тщеславни (Гал. 5:26). Поскольку же Господь обещает: прославляющия Мя прославлю (1 Цар. 2:30), то, конечно, кто хорошо прославляет Бога, тот будет прославлен от Него. Так и лице Моисея прославилось, потому что он умел хорошо прославлять Бога. Со славой сходствует и похвала, а потому хорошо прославляющий и хвалит здраво. А об имеющих превратные понятия о Боге никто да не думает, чтобы хвалебные песнопения таковых были богоугодны. Ибо одному и тому же сердцу можно прославлять совершенно и хвалить здраво. Поскольку же останок народа в Египте говорит: Благословлю Тя, Господи, яко разгневался еси на мя, и отвратил еси ярость Твою от мене, и помиловал мя еси, то, вышедши из Египта, скажет: Не убоюся; зане слава моя и похвала моя Господь, и бысть ми во спасение. Припомни и ту песнь, которую во Исходе воспел народ израильский, за предначавшей и вещавшей Мариамой: Поим Господеви, славно бо прославися (Исх. 15:21). Посему делают намек на сию древнюю хвалу говорящие ныне: слава моя и похвала моя Господь, и бысть ми во спасение.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня

Нам всегда должно благодарить Бога, как прогневавшегося, так и примирившегося с нами, потому что из такового гнева происходит совершенное примирение.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 1-2 И речеши в день оный: благословлю Тя, Господи, яко разгневался еси на мя, и отвратил еси ярость Твою (от мене), и помиловал мя еси. Се, Бог мой Спас мой, уповая буду на Него, и не убоюся: зане слава моя и похвала моя Господь, и бысть ми во спасение

Говоря о том, что язычники спасены верою во Христа и что суевернейшие из всех других пришли к познанию истины, пророк теперь по справедливости представляет их славословящими (Бога). Ибо стремление славословить Бога и приносить Ему как бы некоторую духовную жертву благодарения служит ясным доказательством совершенного избавления от первого и в начале присущего им невежества, а потом - перехода к избранию помышления о том, что угодно самому и единому только Спасителю Богу. Итак, говорит, когда в то время, в которое может быть прошествие во Египет, то есть, для проповедующих слово евангельское и спасительное, ты, говорит, древле пребывавший в глубоком мраке и бывший грубым идолослужителем, и отягченный демонскою прелестью, очами ума воззришь на свет и увидишь славу Призвавшего и обратишься к сознанию того, из какого положения в какое ты перешел, а также и того, что находясь прежде под игом жестокого властелина, ты теперь стал вне его власти, перешел же под защиту и помощь Бога всемогущего и спасающего погибших: тогда, и именно тогда, весьма и по всей справедливости радуясь в себе, ты возгласишь, говоря: благословлю Тя, Господи, яко разгневался еси на мя, и отвратил еси ярость Твою от мене, и помиловал мя еси. Возносят же благодарственные жертвы и воздают славословия не потому, что были под Божественным гневом, но потому, что, быв под гневом, помилованы. Разгневан же был, говорим, Бог всяческих на говорящих таковое, очевидно как на идолослужителей. По какой причине? Нам уяснит это Божественный Павел, написавший: глаголющеся быти мудри, объюродеша, и измениша славу нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад: темже, говорит, предаде их Бог в неискусен ум и в страсти бесчестия, творити неподобная (Рим. 1:22-24, 28, 26). Ибо подделавшие (изменившие) славу Божественную и превосходную красоту высочайшего естества приписавшие столь жалким созданиям как по всей справедливости не подверглись бы движениям гнева Божественного? Поелику же, говорит, отвратил еси ярость Твою, и помиловал мя еси (так как мы призваны к познанию чрез веру, не по делом, ихже сотворихом мы, как написано (ср. Тит. 3:5; 2 Тим. 1:9), но по многой его милости): то посему, говорит, приведенный к сознанию твоей великодаровитости, я буду приносить Тебе непрестанное славословие и буду говорить: Се, Бог мой Спас мой, уповая буду на Него и спасуся в Нем. Ибо древле к древам и камням припадая и бесчувственным изображениям (идольским) принося жертвы, они просили от них спасения; когда же познали Бога истинного, то, отвергнув богов лжеименных, на Него и только на Него одного указывают, говоря: се Бог Мой Спас мой Господь. Но на древа уже и не на камни буду уповая, как сказано, но на Него, и только на Него единого и чрез Него спасуся. И если древле овладевший чрез насилие и увлекший в заблуждение придет опять, искушая и вступая в борьбу, то я побежду его, говорит, потому что слава моя и похвала моя - Господь. Видишь ли, как познали они, что славословить есть дело спасительное? Ибо пожри, сказано, Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя: и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49:14-15).

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Благословлю Тя, Господи, яко разгневался еси на мя, и отвратил еси ярость Твою (от мене), и помиловал мя еси, то есть умилосердился над нами, отвратил гнев Твой, и избавил нас от печали и плена.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1—2 И скажешь в день тот: исповедаюсь Тебе, Господи что Ты прогневался на меня, но отвратилась ярость Твоя и Ты утешил меня. Вот Бог Спаситель мой, и я буду уповать на Него. и не устрашусь, ибо сила моя и похвала моя Господь Бог и Он соделался мне во спасение

Вы, которые прежде, по выходе из земли Египетской и по осушении Чермнаго моря, говорили: поим Господеви, славно бо прославися (Исх. 15:1) и проч., теперь по поражении языка моря Египетскаго и по осушении, разделении и унижении реки его, прославьте Господа и скажите: исповедуюсь Тебе, Господи, ибо я, заслуживший гнев и ярость Твою, удостоен милосердия. Ибо Ты Cпаситель мой, т. е. Иисус, и я не буду уже полагаться на идолов и не буду бояться тех, кого нечего бояться, но Ты сила моя и хвала моя, и Ты соделался мне во спасение. Пусть внемлет этому нечестивейшая ересь, что Господь для спасающихся делается Господом, тогда как прежде Он не был им Господом, чтобы мы в Священном Писании под сотворением и соделанием не всегда разумели возникновение того, что не существовало, но иногда разумели благодать в отношении к тем, кои удостоились, чтобы для них соделался Бог.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая.

Магн Аврелий Кассиодор

Ст. 1-6 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев

Мы называем Бога… источником, ибо Он поит жаждущего и голодного насыщает.

Изъяснение Псалмов.

Лопухин А.П.

Ст. 1-6 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев

Избранный остаток Израиля, вернувшись на родину из плена, будет воспевать своего Спасителя Бога, и пророк влагает самую эту хвалебную песнь в уста будущего поколения израильского народа.

В тот день, т. е. когда совершится окончательное спасение избранного остатка.

Слова стиха 2-го очень близки к выражениям, встречающимся в хвалебной песни Моисея, воспетой по переходе евреев чрез Чермное море (Исх. 15:2).

Толковая Библия.