Толкование на Ис. 14:4

Свт. Иоанн Златоуст

ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство

См. Толкование на Ис. 14:3

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 4–6 И приимеши плачь сей на царя Вавилонска, и речеши в той день: како преста истязуяй и преста понуждаяй. Сокруши Бог ярем грешников, ярем князей, поразив язык яростию, язвою неисцельною, поражаяй язык язвою ярости, еюже не пощаде, почи уповающи

Говорит, что Вавилонян и самого Навуходоносора постигнут такие тяжкие бедствия вследствие войны, что они будут сожалеемы даже врагами и что те, которым, как потерпевшим (от них) невыносимое, естественно было бы только что не прыгать от радости над поверженные, наоборот почувствуют наконец скорбь и от множества обрушившихся на них несчастий придут в жалость, или что иным образом будут оплакивать падших, выражая не одно только сожаление, но более того и радость, и насмехаясь над теми, на которых сверх чаяния пришла погибель. Поэтому слагает и плач о них и вместе дает песнь, приличную случившимся обстоятельствам. Речеши, говорит: како преста истязуяй? Преста говорит, употребляя смягченное выражение, вместо: погиб и перестал существовать. Истязующим и понуждающим называет Вавилонянина, который вследствие непомерной гордости налагал иго своей тяжкой власти не только на соседние народы, но и высылая сборщиков податей в самые отдаленные города и страны, требовал от них даней и пошлин. Итак, удивляются, как такой (могущественный) преста, и прекратила свою деятельность всех угнетавшая рука, управлявшая всем. А что они не ни знали причин его падения, это они показывают, говоря: сокруши Бог ярем грешников, ярем князей. Слышишь, как называет их князьями, приписывая им властолюбивые помыслы; ибо они, как я сказал, нападали на всех, – так сказать, на жителей всей земли, подчиняя их своему игу; причем господство иногда было вместе с тем и их (единственною) целью. Но порази, говорит, Бог род надменного, или поразивши народ язвою неисцельною. Много надеявшийся на себя и много мечтавший о себе и против своей воли преста, то есть увидел вполне заслуженный им конец, подвергшись неисцельной язве ярости, так как не оказано ему никакого сострадания. Но все это и мы сами можем сказать и воскликнуть весьма жестоко истязующему и притесняющему нас сатане. Ибо он прилежит помышлению каждого из нас, отвращая его от прекрасных и благих стремлений, – стремлений, говорю, к благочестию и праведности, как бы насильственно увлекая его к тому, что ему нравится, и как бы какой жестокий сборщик податей требуя от каждого попечения о греховном. Но Спаситель сокрушил иго грешников, свергнувши его с нас и подчинивши нас своему игу и поразивши язвою неисцельною народ. Какой же другой народ, как не народ бесов, которым Он и повелел уйти в бездну и которых подверг ужасным мучениям'? Поэтому-то они и вопияли, говоря, остави, что нам и тебе Иисусе Назарянине? пришел еси сюда прежде времени погубити нас (Мк. 1:24; Лк. 4:34).

Толкование на пророка Исаию.

Сщмч. Ипполит Римский

ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство

А что все это сказано не о каком- либо ином, а именно о таком тиране - бесстыдном и богопротивном, как говорит Исаия, - мы и покажем далее.

Об антихристе.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 4-5 Приимеши притчу сию на царя Вавилонска. Сокрушил Господь жезл крепкаго и трость властелина. Приимеши притчу; это обратится в пословицу, дойдет до потомства, и поздние внуки будут повторять; «Сокрушил Господь владычество Вавилона, в ничто обратил крепость юношей его».

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 4-7 Как не стало мучителя, прекратилась подать? Сокрушил Господь жезл нечестивых, трость владык, бившую народы во гневе, ударом неисцельным сокрушил порабощавшаго в ярости народы, преследовав того жестоко: он успокоился и замолчал; вся земля возрадовалась и возликовала

Это слова оплакивающаго и сожалеющаго Израиля, когда бывший владыка и победитель стран, все разорявший своими налогами, сокрушен и обращен в ничто. Он, говорю, бывший тростию нечестивых, он, царский скипетр и жезл, яростно поражавший всех, удар котораго был невыносим, который жестоко преследовал даже бегущих, — каким образом он утих и смирился, и с падением его вся земля успокоилась, издавая только голос ликующей радости?

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


См. Толкование на Ис. 14:1

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.

Верекунд

Ст. 4-5 ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык

Поскольку Господь Иисус сокрушил их жезл, то есть враждебную мощь, Исаия говорит: Как не стало мучителя, пресеклись подати, сокрушен жезл нечестивого! (Ис. 14:4). Таким образом, христианам подобает остерегаться, дабы мучители, уже некогда изгнанные силой Божественной милости, вновь не восстали ради взимания себе податей порочными плодами духа.

Комментарии на церковные песнопения.

Ориген

ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство

Из слов Исаии, когда он оплакивает царя Вавилонского, можно узнать немало о зле, каково его начало и рождение, а также о том, что зло произошло от утративших крылья и от последовавших за тем, кто первый их утратил.

Против Цельса.

Лопухин А.П.

ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство

См. Толкование на Ис. 14:3