Толкование на Ис. 14:7

Свт. Иоанн Златоуст

Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости

См. Толкование на Ис. 14:5

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 7-8 Вся земля вопиет со веселием, и древа Ливанова возвеселишася о тебе и кедр Ливанский: отнележе ты уснул еси, не взыде посекаяй нас

И это есть часть плачевной песни. И сколько известно из истории, была радость по всей земле после того, как опустошена была страна Ассирийская, и как исчез притеснитель, – тот, который от всех требовал покорности себе. Этих всех пророческое слово и называет древами Ливанскими; а тех, которые имели начальство и власть у народов, сравнивает с кедрами; причем Навуходоносор, как некий дровосек, повергая их, подчинял их собственному игу. Итак, говорит, кедры, радуясь твоей погибели, говорят: отнележе ты уснул еси, не взиде посекаяй нас. Но если кто захочет отнести это слово к одним только Израильтянам, тот должен будет понимать его в следующем смысле. Ливан есть огромная гора в земле Финикийской, покрытая кедрами и деревьями, дающими ладан, лесистая и богатая прекрасными деревьями. Посему богодухновенное Писание часто сравнивает ее со страною Иудейскою, вследствие того, что в ней было очень много людей весьма знаменитых могуществом и славою, а также были в ней и другие, возвеличенные достоинствами священства и как бы весьма благоуханные. От того и пророк Захария уподобляет Иудею Ливану, а живущих в ней – кедрам, дубам и соснам, огню же всепоядающему – войско Римлян, которые после распятия Спасителя опустошили всю страну их. Он так говорит: Разверзи, Ливане, двери твоя, да пояст огнь кедры твоя: да плачевопльствит питис, зане паде кедр, яко велможи вельми обеднеша: восплачевопльствите дуби Васанитидстии, яко посечеся дубрава насажденная (Зах. 11:1-2). Итак, пусть будет это слово Иудеев как бы от деревьев Ливана, которые радуются и говорят Вавилонянину и окружающим его: отнележе ты уснул еси, не взыде посекаяй нас. Весьма уместно удерживает он этот оборот речи; потому что как бы от деревьев Ливана раздается этот голос; посему они говорят: не взыде посекаяй нас, ибо после возвращения Израильтян из Вавилона уже не было воздвигаемо войны против них из страны Ассирийской. Но и мы, некогда притеснявшиеся сатаною, а теперь имеющие помысел, утвержденный во Христе и разум непоколебимый и укорененный в благочестии и сердце (духовно) цветоноснейшее, по справедливости можем сказать ему: отнележе ты уснул еси, не взыде посекаяй нас.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Вся земля вопиет со веселие в день низложения его. И древа Ливанова возвеселишася о тебе и кедр ливанский. Пророчество это исполнилось на князьях и царях земных, которые трепетали прежде могущества Вавилонян, и возрадовались, когда был убит царь Вавилонский. Но еще более исполнилось оно на праведниках, которые возрадовались низложению сатаны, совершенному на Кресте Христом Сыном Божиим.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 7-11 Успокоилась и замолчала вся земля, возрадовалась и возликовала, и кипарисы возрадовались о тебе и кедры Ливанские; с тех пор как ты заснул, никто не придет рубить нас; ад под тобою пришел в движение, на встречу при входе твоем он поднял для тебя гигантов. Все правители земли встали с престолов своих, все правители народов, все отзовутся и скажут тебе: и ты поражен так же как и мы, и ты стал подобен нам? Низвержена в преисподнюю гордыня твоя, пал труп твой, под тобою постлана будет моль и гниение, и покровом твоим будут черви

При погибели нечестивого царя, который неисцельным ударом поражал народы и жестоко преследовал их, вся земля успокоилась и замолчала, бывшая прежде полною мятежей и разделения, так что кипарисы и кедры Ливанские возрадовались, о которых в Псалмах написано: виноград из Египта пренесл еси, изгнал еси языки, и насадил еси и. Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия (Пс. 79:9-11). Эти кедры Божии, так как они некогда согрешили, Господь предал на сокрушение посредством наказания. Поэтому в другом Псалме говорится: стрыет Господь кедры Ливанския (Пс. 28:5). Под кипарисами должно разуметь всех высоких и всех выдающихся в служении Господу, которые общим голосом сказали: с тех пор как ты заснул. Заметь, что и покой смертный называется успением.

Никто не придет рубит нас. Ибо после победы над сильным и по разграблении сосудов его, пали также и прочие слуги его. Поэтому и Господь говорит в Евангелии: идите во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф. 25:41). Сколь многих срубили и свалили своими секирами эти рубители дров и деревьев! Ад, пришедший в движение или приведенный в огорчение при встрече вступления в него истинного Навуходоносора, есть место наказаний и мучений, в котором усматривается одетый в порфиру богач; в это место нисходил и Господь, чтобы освободить узников из темницы (Зах. 9:11; 1 Пет. 3:19). Под адом встречающим можем разуметь и того ангела, который распоряжается наказаниями в преисподней, который поднял всех гигантов, вместо чего одни перевели: Рафаимы, а другие — Титаны. Гигантами же они называются согласно с сказанием язычников, которые считают их земнородными, рожденными землею. Мы же, согласно с греческою этимологией этого слова, под гигантами можем разуметь тех, кои служили земным делам. Затем следует: все правители земли встали с престолов своих при входе бывшего некогда их правителем, чтобы уважаемому прежде за его могущество, подивиться потом в наказании и сказать: и ты поражен так же как мы, и ты стал подобен нам. Эти слова имеют следующий смысл: мы думали, что мы, вследствие нашей слабости, не могли устоять против могущества Божия и что только ты один можешь остаться на своей высоте; но, как показывают обстоятельства, и ты поражен, порабощен и стал подобен нам, так что разделяемых на земле саном в преисподней наказание сделало равными.

Низвержена в преисподнюю гордыня иди слава твоя и пал труп твой, или как перевели LXX, многая радость твоя, которою прежде ты радовался при подчинении тебе народов.

Под тобою будет постлано гниение и покровом твоим будут черви. Вот место покоя диавола, таково ложе искусителя, который так возгордился, что даже осмелился искушать Господа, говоря: сия вся Тебе дам, аще пад поклонишися (Мф. 4:9). Под гниением и молью и покровом из червей разумеются или вечные мучения, которые пораждает собственная совесть, или материальные мучения, которые рождаются из собственных грехов. Ибо как черви рождаются из гниения, пока существует самое вещество трупа и пока в трупе есть влага, так и из самой сущности (materia) грехов рождаются наказания. Поэтому и апостол Павел, по умерщвлении смерти, к которой пророческая речь говорила чрез Осию: „буду смертию твоею, смерть; буду жалом твоим, ад“ (сн. Ос. 13:14), говорит к ней: «где сила твоя, смерть, где, смерть, жало твое» (1 Кор. 15:55)? Ибо по смерти ее некому будет посекать нас и не будет греха, который должно посекать, потому что жало смерти есть грех.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.


См. Толкование на Ис. 14:4

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.

Лопухин А.П.

Ст. 7-8 Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас

Вся земля. Здесь можно видеть указание на то, что и земля как бы сочувствует радости евреев: она немало терпела от нашествий этого царя, который уничтожал поля и пастбища.

Кипарисы радуются. Цари вавилонские во время своих походов на Палестину вырубили по дороге ливанские леса для надобностей своего войска (ср. Авв. 2:17). Кипарисы, очень крепкие и не гниющие деревья, служили не только для постройки домов и кораблей, но и для изготовления копий и музыкальных инструментов (2 Цар. 6:5).

Толковая Библия.

См. также Токование на Ис. 14:3