Толкование на Ис. 14:32

Свт. Василий Великий

Что же скажут вестники народа? - То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его

См. Толкование на Ис. 14:31

Свт. Иоанн Златоуст

Что же скажут вестники народа? - То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его

См. Толкование на Ис. 14:31

Свт. Кирилл Александрийский

И что отвещают царие языков? яко Господь основа Сиона, и тем спасутся смиреннии людий Его

Когда совершилось вторжение Ассириян, города иноплеменников были взяты; но не менее опустошены были города Самаритян; спасен же был чудесным образом один из всех Иерусалим, потому что Тот, Кто может легко совершать все, наложил руку на войска Ассириян; ибо в одну ночь умерло сто восемьдесят пять тысяч иноплеменников. Итак, когда пришедшие с севера пожгут города иноплеменников, опустошат соседнюю с Иудеей Самарию и, затем обложивши со всех сторон и самый Иерусалим и не встретивши никакого сопротивления, погибнут в одну ночь: тогда-то, говорит, цари язычников исповедуют, что Господь основал Сион и что чрез Него спасутся смиреннии людий. Смиренными же народа называет тех, которые только на Него одного возложили надежду спасения. Таков был сам царь Езекия и те, которые вместе с ним смиренно умоляли Бога и говорили: услыши Господи, призри Господи и виждь словеса Рапсака, яже посла царь Ассирийский поношая тебе Богу живу (4 Цар. 19:16). Но и сам (Езекия) услышал в ответ ясные слова Бога: сия глаголет Господь: защищу град сей, еже спасти его Мене ради, и Давида ради раба Моего (4 Цар. 19:34). Итак, благо есть уповати на Бога. И блаженные пророки знали и говорили об этом. Иеремия, например, говорит: блажен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его (Иер. 17:7); и мудрейший Давид: Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя (Пс. 83:13). Ибо никто не погубит того, кто находится под Его божественным покровом и кто крепко, как бы стеною, огражден вышним благоволением. Он удостаивает своего попечения любящих Его и тем, которые со всем усердием стараются мыслить и делать угодное ему, с готовностью доставляет возможность пребывать в непоколебимом благополучии.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Что же скажут вестники народа? - То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его

И что отвещает вестнику языков? Что Езекия ответит посланному к нему вестнику народов? Яко Господь основа Сиона, и тем спасутся смиреннии людий Его.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Что он ответит вестникам народа? То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его

Так как сказал, что никто не избежит массы его, то казалось что в этом общем приговоре заключаются и Иудеи. Если, говорит, ангелы народа Ассирийскаго спросят, почему один народ Иудейский избежал его, то отвечайте им, что Господь основал Сион и Сам покрыл смиренный народ силою Своею. Вместо ангелов LXX перевели цари, введенные в заблуждение одною буквою алеф.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


См. Толкование на Ис. 14:31

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.

Лопухин А.П.

Что же скажут вестники народа? - То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его

Что скажут, т. е. какие слухи дойдут до земли филистимской, очевидно, посылавшей послов к соседним народам узнать о политическом положении их государств и, быть может, предложить им заключить союз против ассирийцев.

Господь утвердил Сион. Пророк с чувством национальной гордости говорит, что Господь защитит Свой город и от царя ассирийского и в Сионе найдут для себя верное убежище и беглецы (бедные) из других иудейских городов. Между тем Филистимская земля останется без всякой защиты, и это, конечно, будет очень тяжело выносить филистимлянам, которым должно быть очень досадно то обстоятельство, что их ближайшие соседи сохранят в целости свою столицу от опустошения врагами.

Подлинность пророчеств Исаии о Вавилоне и царе вавилонском оспаривается критикой со всею силой, потому что пророк здесь совершенно ясно и определенно предсказал слишком отдаленные от его времени исторические события и этим ясно засвидетельствовал, что Бог действительно открывал будущее рабам Своим, пророкам (Зах. 1:6). Но возражения, какие ставятся здесь критикой, не отличаются убедительностью. Так говорят, что то положение Вавилона, какое изображается в 13 и 14-й гл. Исаии, резко отличается от того положения, какое занимал Вавилон среди других государств в эпоху Исаии. Вавилон при Исаии еще вовсе не был властелином народов и красою царств (Ис. 13:2, 19). Но Вавилон во всяком случае представлял и во дни Исаии уже самостоятельное государство, которое упорно боролось за свою независимость с Ассирией. И вот пророку открыто было, что это пока еще незначительное царство сделается могучим и разорит Иудею и Иерусалим, а потом падет и само. Это последнее обстоятельство нужно было заранее сообщить иудейскому народу, который во дни Езекии искал дружбы вавилонского царя (Ис. 39).

Затем критики оспаривают подлинность 13 и 14 главы, потому что пророк говорит здесь как современник вавилонского пленения иудеев (Ис. 14:1-3). Но нужно принять во внимание, что пророк Исаия видел уже падение царства Израильского и отведение в плен израильтян. Поэтому его и его современников-иудеев должна была занимать мысль о том, не угрожает ли подобная судьба и царству Иудейскому, и на почве этих опасений пророк и создал, под действием Духа Божия, картину будущего освобождения иудеев из плена вавилонского, которое должно было совершиться после падения Вавилона. Пророк Исаия в этом случае должен был найти своим речам внимательных слушателей и потому, что его современник Михей в своих пророчествах также проводил мысль о будущем вавилонском пленении иудеев (Мих. 4:10). Следовательно, идея о возможности вавилонского пленения уже была распространяема в эпоху Исаии и потому очень естественно, что пророк нарисовал для своих единоплеменников и картину падения этого, начинавшего устрашать их, государства Вавилонского.

Говорят еще, что Исаия не мог назвать мидян по имени, потому что в его эпоху этот народ не был известен евреям. Но теперь уже доказано историками, что Мидийское царство было еще более древне, чем Халдейское. При Исаии ассирийские цари постоянно вели войны с Мидией и это, конечно, сделало известными имя мидян и в Иудее, тем более, что уведенные в плен царем ассирийским израильтяне были поселены в занятых ассирийцами областях Мидии (4 Цар. 18:11 и кн. Тов. 1:14).

Что касается положительных доказательств подлинности 13 и 14-й гл., то они следующие:

1) надписание 13-й главы, где пророчество о Вавилоне приписано пророку Исаии. Надписание это, несомненно, принадлежит писателю пророчества. Без него непонятны первые 16 стихов 13-й главы, так как в них не упоминается предмет пророчества - Вавилон;

2) В рассматриваемых главах находится множество а) мыслей и б) выражений, вполне тождественных с мыслями и выражениями, встречающимися в неоспоримо-подлинных речах Исаии (ср. а) 13:3-4 и 17:12-13; 13:2-5 и 5:26; 13:7-8 и 19:16; 14:8 и 2:13; б) ср. 13:3 и 10:6; 13:10 и 5:30; 14:1 и 9:16, 18; 14:14 и 19:1; 13:10 и 9:2; 14:19 и 11:1; 14:17 и 3:6).

3) Пророчество 13 и 14-гл. параллельно с пророчеством 21:1-10, которое, несомненно, подлинно.

4) Замечательная оригинальность и богатство творческой фантазии в картинах гибели Вавилона и царя вавилонского.

5) Участь Вавилона и вавилонского царя у Исаии изображена несколько иначе, чем была в действительности, а это ясно свидетельствует о том, что пророчество о Вавилоне явилось раньше, чем пал Вавилон (см. Юнгерова. Подлинность пророчества Исаии о падении Вавилона. - Прав. Собес. 1886, 2).

14-я глава может быть разделена на следующие строфы;

1_(отдельно стоящая) ст. 1-4а_(2, 2, 2)

1_4, 6-8_(2, 2, 3)

2_9-11_(3, 2, 2)

3_12-16а_(2, 2, 2, 2)

1_16(б)-20а_(2, 2, 3)

2_20(б)-23_(3, 2, 2)

1_24-27_(2, 2. 3)

1_29-30_(2, 2)

2_31-32_(2, 2)

1-20 стихи этой главы читаются как паремия на праздник в честь святого архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, потому что Церковь видит в падении денницы таинственное указание на низвержение с неба согрешивших Ангелов, в каковом низвержении принимали участие оставшиеся верными Богу, архангел Михаил в другие.

24-27 ст., вместе ст. 13-16 стихами 13-й главы, читаются как паремия на благодарственном молебствии в день Рождества Христова, когда воспоминается изгнание французов из Москвы. Очевидно, что Церковь в этом случае уподобляет в своем представлении Наполеона - Навуходоносору, или вообще вавилонскому царю, известному своею гордостью.

Толковая Библия.