Толкование на Ис. 15:2

Свт. Василий Великий

Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды

Плачитеся о себе. Блажен, кто имеет у себя чистую душу: у него нет собственного предлога к скорби. Но поскольку любовь не ищет своих си (1 Кор. 13:5), блажен, кто, видя страждущий член, и сам состраждет, вместе скорбит и плачет с плачущими, по слову Апостола (ср. Рим. 12:15), который оплакивает многих, прежде согрешивших и не покаявшихся. Апостол говорит еще: яко скорбь ми есть велия и непрестающая болезнь сердцу моему по братии моей, сродницех моих по плоти (ср. Рим 9:2-3). А если кто не таков, но погряз в собственных своих грехах, то да плачется он о себе самом, как побежденный врагом, с которым брань. Его скорбь веселит того, кто поучительными словами приводит его в сознание. Ибо как жгучие и мучительные врачевства очищают язвы, и зловоние от гноя, и разболевшиеся раны, и делают тело более способным к местному заживлению, так, думаю, известный смысл имеют слова плачитеся о себе, сказанные людям, которые высоко думают о какой-нибудь мудрости. А таковы начальники ересей, погибающие в ночи, потому что всяк делаяй злая ненавидит света и не приходит к свету (Ин. 3:20). И поскольку пребывающие в нощи погибают ночью, то ночью же падает и стена их, то есть бойницы лжемудрия, скрываясь за которыми думали они найти себе в них достаточную безопасность. Ибо диалектика, как стена, защищает еретические учения лжеименного ведения. А когда стена упала, необходимо должно рыдать сим пленникам. Итак, да плачутся о себе самих, потому что погибли.

Но достоин погибели и Дивон, где построен храм ваш. Разумеем же Дивон, соображаясь с толкованием сего слова. А Дивон толкуется течение их. Посему, как слово истины твердо и постоянно, утверждено на прочном основании и неподвижно, и укоренившийся в вере уподобляется в притче человеку, полагающему основание на камени (ср. Мф. 7:24), и о манне говорится, что она была, аки лед на земли (Исх. 16:14), причем слово Божие оледенением выражает твердость и силу, так противные учения и в пользу их говорящие правдоподобия - текучи, нетверды и не могут установиться, и отец лжи во истине не стоит (ср. Ин. 8:44). Посему непостоянство лжи наименовано течением. Да плачутся же созидающие что-либо подобное, имеющие у себя учение о Боге непостоянное и неутвержденное. Ибо это есть тот жертвенник, который осужден к погибели Дивона, где построено требище. Посему взыдете плача не жертву приносить, но раскаяться в том, о чем некогда ко вреду своему вы молились, потому что молитва обратилась вам в грех. Ибо кто служит твари вместо Творца, кто не поклоняется Сыну и Отцу чрез Сына, но слагает свои учения и на чуждых жертвенниках приносит свою жертву хвалы, тот да плачется печалию по Бозе, доставляющей ему спасение нераскаянно (ср. 2 Кор. 7:10)! Сие сказано не о тех только, которые заняли мнение о Боге из еретических учений, но и о всех, которые одобряют что-либо скоротечное, в этом полагают надежду, не повинуясь тому, который говорит: богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс. 61:11), но домогаясь славы плотской, тогда как плоть есть сено, и слава человеча яко цвет травный (ср. Ис. 40:6). Такова же красота плоти и крови, о которой высоко думает злоумная жена, уподобляемая в притче усерязи в ноздрех свинии (ср. Притч. 11:22). И вообще всем заблудшим прилично наименование Дивона, так что о погрешающих в жизни или в слове безошибочно можно сказать, что они имеют требище в Дивоне. Посему плача да взыдут думавшие о нем некогда высоко.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды

«Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать»: так как он был алтарем, где были воздвигнуты жертвенники. «Моав рыдает над Нево и Медевою». Когда придет неприятель для осады, вы убежите из городов на горы, на гору Навав, – где был погребен Моисей. «У всех их острижены головы, у всех обриты бороды» – от шлемов и тяжести оружия, хотя из этого ничего не может произойти.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Плачитеся о себе, погибнет бо и Дивон, идеже требище ваше: тамо взыдите плакатися. Тамо взыдете плакатися над Нававом Моавитским. Плачитеся, на всяцей главе плешь, вся мышцы обсечены

Но плачитеся, говорит, о себе. Это подобно тому, как если бы он сказал; часто, поднимая высоко брови (надмеваясь), вы услаждались несчастиями других, а теперь на вас самих идет война и имеющие произойти отсюда пагубные последствия висят над вашими нечестивыми головами. Итак, плачитеся не об ином ком-либо, но о себе. Погибнет бо Дивон, идеже требище ваше. Я говорил, что Моавитяне были сильны и надменны и дерзостно уповая на прелесть демонскую и на искусство волхвования думали, что они превозмогут всякую силу и даже силу самого Израиля, хотя бы последнему помогал Бог. Итак, в названном Дивоне был у них жертвенник (требище) и храм, славившийся своим устройством. Там они совершали прорицания и много похвалялись и это место наиболее почитали по сравнению с другими. Но погибнет, говорит, и мастерская прорицания вашего. Тамо взыдете плакатися над Нававом Моавитским. Это был город один из наиболее укрепленных. Плачитеся, говорит, ибо на всяцей главе плешь. То есть, одно бесчестие падет на всех; потому что плешь есть знамение бесчестия. Будут также и вся мышцы обсечены. От сильной скорби и плача; или от того, что у идолослужителей есть обычай делать нарезы на щеках и на мышцах. И так, напрасно и это будете делать, говорит; ибо дело это будет совершенно бесполезно.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 2-3 Идут во храм Дивон на высоты плакатися над Нававом и Мидавой, то есть спасшиеся от меча пошли на высоты плакать перед идолами своими о постигшем их бедствии, плакать о Нававе (Нево) и Мидаве (Медеве), божествах их, взятых в плен. Рыдает Моав, на всякой главе плешь. Везде рыдание и сетование, от самого капища идолов. Всякая брада обрита. Постигший страх и отчаяние заставляют всех обрить себе бороды. На стогнах его, вси возрыдайте с плачем, предавшись бегству.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Восходит дом и Дивон на высоты в плане над Наво, и над Медавою Моав будет вопить; на всех головах его плешь, всякая борода будет обрита

Восходит дом и Дивон на высоты в плане над Наво, и над Медавою Моав будет вопить. Не скучай, что Я иду путем истории, ибо ты сам хотел, чтобы я делал это. Подразумевается же дом царский и город Дивон, которые восходят к идолам, поставленным на местах возвышенных. Над Наво и над Медавою, знаменитыми городами, будет вопить вся область. Ибо в Наво было капище идола Хамоса, который другим именем называется Веелфегор.

На всех головах его плешь, всякая борода будет обрита. У древних обритие бороды и головы было выражением печали. Следовательно этим обозначается величие печали, как и Иеремия тоже восклицает против Моава: «у каждого голова гола, и всякая борода будет обрита; у всех на руках царапины, и на всякой спине вретище» (Иер. 48:37).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


Восходить дом и Димон (или Дивон) на высоты для плача. LXX: Печальтесь о себе, ибо погибнет Димон, где находится жертвенник; всходите туда для плача. Всякий дом противной мудрости и Дивон, что значит течение их, всходит на высоты, которыми гордился, не для того, чтобы приносить жертвы, но чтобы оплакивать то, в чем прежде грешил. И в самом деле ложь проходит и протекает подобно реке и не может стоять долго. Слово же Божие, которое твердо, стоит прочно. Поэтому и манна, которая казалась как бы инеем на земной поверхности, не стекала, а оставалась. Далее, по LXX, Моавитянам повелевается скорбеть и плакать не о других, ибо это свойственно совершенным, а о себе самих, потому что погибнет и их Дивон, то есть красивая речь, текшая подобно потоку: в нем они имели как бы жертвенник, освященный ими, и все мирские богатства. Поэтому и в Псалме говорится: «если богатство течет, то не прилагай сердца» (Пс. 61:11). Начало же спасения в том, чтобы понять свои грехи и оплакивать их.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестая.

Лопухин А.П.

Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды

Он, т. е. Моав. - Баит. По-евр. habaith значит собственно: дом и потому может означать дом или капище - главного бога моавитского, Хамоса, который, конечно, стоял на возвышенности (ср. 1 Цар. 5:2).

Дивон - город к северу от Арнона (Чис. 21:30; 32:3), где найдена и подпись царя Меши, родившегося в этом городе.

Высоты - места, где совершалось у хананеев богослужение.

Нево - город одноименный с известной горой, где скончался Моисей. Там находился храм моавитский.

Медева - к юго-востоку от Нево.

Острижение волос на голове, и обритие бороды - обычный на востоке знак печали (ср. Иер 16:6 и 48:37).

Толковая Библия.