Толкование на Ис. 17:3

Свт. Иоанн Златоуст

И ксему не будет укреплен, еже вбегнути тамо Ефрему: и ксему не будет царство в Дамасце, и останок Сирян погибнет: неси бо ты лучший от сынов Израилевых и славы их

См. Толкование на Ис. 17:1

Свт. Кирилл Александрийский

И ксему не будет укреплен, еже вбегнути тамо Ефрему: и ксему не будет царство в Дамасце, и останок Сирян погибнет: неси бо ты лучший от сынов Израилевых и славы их

Для точного уяснения предлагаемых теперь изречений, думаю, снова должно припомнить историю, изложенную в книгах Царств. В то время как Ахаз царствовал над Иудою в Иерусалиме, Факей сын Ромелиев, царствовавший в Самарии над десятью коленами, пошел войною на Иерусалим. Поелику же он боялся, что, пожалуй, слаб будет к тому, чтобы взять его, то взял в союзники по оружию Раассона, царя Сирии и Дамаска (4 Цар. 15:37; 16:5). Так говорит и сам блаженный пророк Исаия: и бысть во дни Ахаза сына Иоафамля, сына Озии, царя Иудина, взыде Раассон царь Арамль (а это значит: царь Сирийцев или Сирии), и Факей сын Ромелиев, царь Израилев на Иерусалим, воевати на него, и не возмогоша разорити его. И возвестися в дому Давидове, глаголя: совещася Арам со Ефремом, то есть, царь Сирийский с происходившим ил колена Ефремова и царствовавшим над живущими в Самарии. И ужасеся душа его, и душа людей его, якоже в дубраве древо ветром возколеблется (Ис. 7:1-2). Итак, Ефрем, оставивший Спасителя всех Бога, совершенно мало придав значения Его руке и помощи, сделал своим защитником вождя Дамаска и Сирийцев. Этим самым, и весьма естественно, он оскорбил Бога. Таким образом Дамаск, сказано, разрушенный и опустошенный и потерпевший бедствия, бывшие следствием войны, ксему не будет укреплен, еже вбегнути Ефрему. Но не будет в нем и царство. Впрочем, быть может кто-либо скажет, что и после разрушения Дамаска оказывались некоторые царствовавшие над ним. Так и Павел упоминает, говоря, что в Дамасце языческий князь Арефы царя искал яти его (2 Кор. 11:32). Однако слово пророческое представляет очень ясное изображение предмета; потому что ксему не будет, говорит, могущественное и славное царство в Дамасце, хотя и были после того некоторые местные начальники, или лучше, племенные начальники, не облеченные однако же славою истинного царского достоинства. Итак, не будет в Дамасце царство, говорит. Ослабеет вместе с ним и остаток Сирян, то есть, весь народ, ему подчиненный, так как Дамаск есть главный город Сирии. Потом самому Дамаску говорит: неси бо ты лучший от сынов Израилевых, и славы их. Ибо если, говорит, удела, Мне отделенного, то есть Израильтян, согрешивших против Меня, Я не пощадил, то каким же образом во всяком случае и всячески не потерпишь вреда от войны и сам ты, ничем не лучший Израиля?

Ст. 3-4 Сия глаголет Господь Саваоф. Будет в той день помрачение славы Иаковли, и тучная славы его потрясутся

Иаковом в сих словах именует он рожденных от Иакова, или жившие в Самарии десять колен и половину колена Ефремова, которые на столько удалились от любви к Богу, и от того, чтобы в Нем более полагать надежду спасения, что себе самим слишком доверяли и очень превозносились одною лишь многочисленностью и славою. Таков был нрав их. И об этом нам опять весьма ясно говорит пророк; потому что он сказал о них: славы их от порождений и болезней и от зачатий. И затем к сему добавляет: даждь им Господи: что даси им? даждь им утробу неплодящую, и сосцы сухи (Ос. 9:11; 14). Итак, будет, говорит, в то время помрачение славы Иаковли, то есть, мечами неприятелей истреблено будет великое и бесчисленное множество потомков Иакова, которым он и славился и о котором слишком много думал. Но и тучная славы его потрясутся, то есть, у них и царство ниспровергнуто будет. Ибо написано в четвертой книге Царств, что когда царствовал Осия (Озия), сын Илы, в Самарии, Салманассар, пришедши, осаждал Самарию в течении целых трех лет, взял ее и Осию (Озию) переселил в Вавилон (4 Цар. 17). Таким образом, под словами: тучная славы Иакова могут быть подразумеваемы: царствовавший в то время в Самарии или, быть может, находившиеся во всей стране славные и более других знаменитые, богатством или могуществом превосходившие других и услаждавшиеся роскошью и почестями от всех.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

И ксему не будет царство в Дамасце. Оно будет уничтожено Феглаффелласаром.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

И прекратится помощь для Ефрема, и царство от Дамаска и остаток Сирии будет как слава сынов Израиля, говорит Господь воинств

См. Толкование на Ис. 17:1

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


См. Толкование на Ис. 17:1

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.

Лопухин А.П.

Не станет твердыни Ефремовой и царства Дамасского с остальною Сириею; с ними будет то же, что со славою сынов Израиля, говорит Господь Саваоф

Твердыни Ефремовой, т. е. опоры для царства Ефремова или Израильского, какой давно уже служил Дамаск - Царства Дамасского, т. е. Дамаск перестанет быть столицею самостоятельного государства - Сирия очутится под властью ассирийцев.

С остальною Сириею... т. е. что останется еще в Сирии (после нашествия ассирийцев), то будет иметь судьбу, одинаковую с судьбою Израильского царства или сынов Израиля, которые были отведены в плен в Ассирию (4 Цар. 17:6).

Толковая Библия.