Толкование на Ис. 17:4

Свт. Иоанн Златоуст

Будет в той день помрачение славы Иаковли, и тучная славы его потрясутся

Так как одни будут убиты вне, другие будут осаждены в городах, а остальные дойдут до крайнего бедствия, так что не сможет помочь ни жрец, ни пророк, ни кто-либо иной. Таким образом ясно, что значит: «умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим»: не сможет помочь ему ни множество, ни телесная сила, ни иное подобное, и останутся весьма немногие, как колосья на полях, после жатвы. Потому Бог возбуждает войну и часто немногочисленным дает победу над многими, чтобы показать, что победа принадлежит не множеству, но могуществу Того, кто по Своей воле побеждает многих и с многими, и с малыми.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Будет в той день помрачение славы Иаковли, и тучная славы его потрясутся

См. Толкование на Ис. 17:3

Прп. Ефрем Сирин

И будет в той день помрачение славы Иаковли, то есть Самарийского царя и Самарян, надеявшихся на Дамаск. И тучная плоти его потрясутся. Этими словами пророк указывает на гордость Самарян, и предсказывает, что гордость их прекратится с уничижением Дамаска. Под словами тучная плоти разумеет то, что прежде составляло славу Самарии, теперь же поколеблется.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Прп. Иоанн Дамаскин

Ст. 4-8 И будет в тот день: умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим. То же будет, что по собрании хлеба жнецом, когда рука его пожнет колосья, и когда соберут колосья в долине Рефаимской. И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две -три ягоды на самой вершине, или четыре -пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев. В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала

Подобным образом безумствуют и верующие в идолов, ибо они сделали их своими руками и поклоняются тому, что сделали сами, говоря: «Это наши творцы». Как они могут считать своими творцами то, что само есть творение их же рук? Эти люди оберегают своих идолов, чтобы те не были похищены ворами, а между тем называют их же хранителями своего спасения. До какого безумия нужно дойти, чтобы не понимать, что те, которые не в состоянии помогать и охранять себя, тем паче не в состоянии охранять других.

О Варлааме и Иоасафе.

Блж. Иероним Стридонский

И будет в день тот, умалится слава Иакова и тучная плоть его исхудает

Когда, говорит, Дамаск будет взят и перестанет быть городом, и увенчает его такая слава, какая увенчала Израиля, тогда вся сила, тучнейшая плоть, и убежище Иакова исхудает, ибо у него не будет союзников, чтобы опустошать с ними Иерусалим. Мы выше читали, что поднялся Расин царь Сирии и Факей сын Ромелии, царь Израильский на Иерусалим войною и что дому Давидову было возвещено: сговорились Сирия с Ефремом, о которых пророк говорит Ахазу: не бойся и да не страшится сердце твое двух хвостов этих дымящихся головней, — ярости гнева Расина царя Сирийскаго, и сына Ромелиина, что Сирия, Ефрем и сын Ромелии составили наихудший замысел против тебя.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


Ст. 4-6 После того как с остатком Сирии будет тоже, что некогда было с славою сынов Израилевых, и спасение, по вине их, будет дано язычникам, тогда умалится вся слава Иудеев, которою они были славны во всем мире, и тучная плоть их исхудает, когда они не будут иметь ни пророков, ни знамений и сил, ни присутствия помощи Божией, ни чина священнического: но все тело народа их отощает и обратится в ничто. И тогда как о призвании язычников говорится: жатва много, делателей же мало (Мф. 9:37), они будут собирать бедные остатки жатвы, спасенные апостолами, и весьма редкие колосья не с гор и возвышенных мест, но в долине Рафаим, то есть в ничтожестве буквы. И обрати внимание на то, что Рафаим, означающее: исполины, обозначает, как выше Ефрем, фарисеев и книжников. Далее, LXX вместо долины Рафаим перевели: долина твердая, чтобы выразить жестокосердие Иудеев. Из ничтожества их спасенные выбираются как колосья в соломе, как кисти, сохранившияся после собирания винограда и как две, три, или четыре, пять маслин после отрясывания оливкового дерева. Ибо когда наступило потрясение народа Иудейского, то та маслина народа Израильского, которая при Моисее имела шестьсот тысяч вооруженных (Чис. 26) и при Давиде, по исчислению Иоава, безчисленный народ (2 Цар. 24), едва могла принести немногие плоды Господу Спасителю: две маслины Павла и Варнаву, и три маслины — Петра, Иакова и Иоанна (Деян. 13), которые и на горе видели преобразившагося Господа (Мф. 17) и удостоились идти с Господом к дочери начальника синагоги. Четыре же и пять маслин составляют остальные девять апостолов, между которыми Матфей занял место Иуды предателя (Деян. 3), которые конечно по различию дарований, неизвестных нам, разделены на четыре и пять маслин, чтобы указать собою число Евангелий и книг Закона, как проповедники того и другого Завета.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.

Евсевий Кесарийский

Ст. 4-8 И будет в тот день: умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим. То же будет, что по собрании хлеба жнецом, когда рука его пожнет колосья, и когда соберут колосья в долине Рефаимской. И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две-три ягоды на самой вершине, или четыре-пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев. В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала

Посредством этого ясно предсказывается, что слава Израиля и вся его тучность отнимется; только немногие, которых, как ягоды на маслине, будет легко пересчитать, будут оставлены. Это будут те из них, которые в Господа нашего уверуют. Соответственно, после сказанного о них, пророчествуется об обращении всего человеческого рода от идольской прелести и о признании Бога Израиля.

Доказательство в пользу Евангелия.

Лопухин А.П.

И будет в тот день: умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим

Умалится слава Иакова. Здесь разумеется то же Израильское царство, о котором шла речь в 3-м стихе.

Тучное тело его. Эти слова указывают на силу и обширность Израильского царства по сравнению с Иудейским. Многолюдные и сильные колена Манассии и Ефрема, около которых сгруппировались остальные израильские роды как одна семья, смотрели на колено Иудино с некоторым презрением, или, быть может, недоверием. Исход из Египта и завоевание Палестины осуществились под предводительством иосифитов… Иисус Навин, Иеровоам - словом сказать, все выдающиеся люди, до Самуила включительно, вышли из этого рода… По смерти Соломона иудейские цари попали некоторым образом в вассальную зависимость от израильских; они, по крайней мере, были принуждены насильственным образом к вступлению с ними в союз, подчинявший их северным властителям… Дом Иосифа в духовном отношении стоял выше колена Иуды, - как, прибавим мы, и в отношении к природным богатствам (Чемберлен Г. С., Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. СПб. 1906 г., с. 164-166).

Толковая Библия.