Толкование на Ис. 17:6

Свт. Иоанн Златоуст

И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две-три ягоды на самой вершине, или четыре-пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев

См. Толкование на Ис. 17:5

Свт. Кирилл Александрийский

И останется в ней стеблие, или аки зерна маслична две или три на версе высоце, или четыре или пять на ветвии ея останут

См. Толкование на Ис. 17:5

Ст. 6–8 Сия глаголет Господь Бог Израилев. В той день уповая будет человек на Сотворшаго и, и очи его ко Святому Израилеву воззрят, и не будут уповающе на требища, ниже на дела рук своих, яже сотвориша персты их, но будут уповать на Святого Израилева, и не будут смотрити на дубравы, ниже на мерзости их

Премудрый Павел, ведая, что не бесполезно и не тщетно то, чтобы вразумляемы (наказуемы) были от Бога призванные чрез него к познанию истины, пишет к ним в послании и говорит: аще наказание терпите, яко сыновом обретается вам Бог: который бо есть сын, егоже не наказует отец (Евр. 12:7)? Предлагает же изречения и из богодухновевного Писания; ибо тотчас приводит слова: сыне, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей, от Него обличаем. Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет (ст. 5; ст. 6; ср. Притч. 3:11-12). поелику Содетель всяческих есть благ, всем хощет спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2:4), то посему часто, чрез святых пророков, вразумлял Израильтян, особенно же Иерусалимлян, переселившихся в Самарию. А они, невоздержно предавшись тому, что нравилось им самим, и оставив Того, Который по естеству и воистину есть Бог, соделались поклонниками демонов и бездушным идолам совершали служение. Поелику же они столь великим невежеством недуговали, что не хотели даже и сознаваться в нем, то Бог уже наказал их. Ибо кому не приносит пользы слово, того пременяет страдание, как бы по необходимости и насильно обращая их к тому, что угодно Богу. Таковое нечто говорит и блаженный Давид: уздою и браздами челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе (Пс. 31:9). Как имеющие обыкновение приручать молодых коней и в сем искусные с помощью узды обращают более диких из них к тихому ходу, так и Бог всяческих необходимостью, вытекающею из трудов и страданий, часто пременяет непокорного и разнузданного к избранию жития правого. Таковое же нечто испытав, и жившие в Самарии, лишь после того, как потерпели несчастия от войны, познали Наказующего и Оскорбленного, и отвергли служение идолам, и обратили око ума своего к Святому Израилеву, от Него только, очевидно, ожидая помощи и избавления от наведенных на них зол. Ибо не будут уповающе, сказано, на требища, ниже на дела рук своих, яже сотвориша персти их, и не будут смотрети на деревья свои, ниже на мерзости их. У них был обычай всходить на вершины гор и под дубом и под елию, как написано (Ос. 4:13), поклоняться делам рук своих. Но уже не будут смотрити на сие, говорит, по опыту узнав, как тщетно и совершенно бесполезно для них дело это; даже более того, оно служит виною всякого несчастия; потому что по этой причине они и погибли и преданы врагам. Итак, самое лучшее, – остерегаться и со всею силою удаляться от Божественного гнева и не узнавать на опыте то, чтобы подвергаться бедствиям; но лучше весьма ревностно устранять причины, по которым мог бы гневаться Бог, а пред оскорбленным Богом, прежде нежели постигнут удары и бич, искать оправдания, отказываясь от пустыннейшего и чествуя наилучшее и всячески упражняясь в добродетели.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 6-8 И останется во Израили, что не добрано было во время погибели Дамаска. В той день уповая будет человек на Сотворшаго и, то есть Израильтяне, вразумленные наказанием, будут уже уповать на Бога. И не будут уповающе на требища, на высоты и на идолов, поставленных в Вефиле и Дане.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Прп. Иоанн Дамаскин

И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две -три ягоды на самой вершине, или четыре -пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев

См. Толкование на Ис. 17:4

Блж. Иероним Стридонский

И останется у него как бы виноградная кисть и как бы две или три маслины на вершине ствола при отрясывании оливкового дерева, или четыре, или пять плодов его на верхушках его, говорит Господь Бог Израилев

См. Толкование на Ис. 17:5

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


См. Толкование на Ис. 17:4

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.

Евсевий Кесарийский

И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две -три ягоды на самой вершине, или четыре -пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев

См. Толкование на Ис. 17:4

Лопухин А.П.

И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две -три ягоды на самой вершине, или четыре -пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев

См. Толкование на Ис. 17:5