Толкование на Ис. 17:7

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 7-8 В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала

Что ты делаешь, жалкий человек? Тот тебя сотворил, а ты уповаешь на иного? Сотворивший тебя не сможет ли быть твоим покровителем? Приведший тебя из ничего к жизни может снова возвратить в ничто. «И глаза его будут устремлены к Святому Израилеву», т.е. очи ума будут созерцать Святого Израилева. «И не взглянет» на мучителей своих. Ужели не великое бесчестие – не быть в состоянии понимать очень легкое, при отсутствии трудностей? И как человек будет почитать то, что он делает? Это происходит не из иного чего-либо, а только – из тупости.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

В той день уповая будет человек на Сотворшаго и, и очи его ко Святому Израилеву воззрят

См. Толкование на Ис. 17:6

Прп. Ефрем Сирин

В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву

См. Толкование на Ис. 17:6

Прп. Иоанн Дамаскин

В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву

См. Толкование на Ис. 17:4

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 7-8 В день тот восклонится человек к Творцу своему и глаза его обратятся к Святому Израилеву. И не восклонится к жертвенникам, которые сделали руки его и которые произвели персты его, и не будут смотреть на рощи и капища

Думают, что это исполнилось во времена Христа, когда, по разрушении царства Дамаска, наступило вечное царство Христово и ослаблено было заблуждение идолопоклонства. Стремление толкователей хотя и доброе, но не соблюдающее последовательности исторической. Мы же говорим, что по разрушении Дамаска и отведении десяти колен в Ассирию, оставшиеся из этих колен Израильтяне, вследствие послания Езекии, обратились к Богопочтению и пришли в храм Иерусалимский, как повествует раcсказ книги Паралипоменон (2 Пар. 30). Итак, по разрушении Дамаска, люди обратятся к Творцу своему, т. е. к Тому, Кто сотворил их, и глаза их будут обращены не на идолов, которых они сделали в Вефиле и Дане, а на Бога, презирая капища и жертвенники, которые создали персты их.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


Ст. 7-8 В то время, когда в народе Израильском, которому прежде говорилось: “маслиною плодоносною назвал тебя Господь Бог твой“ (Иер. 11:16) и о котором в Псалмах читаем: сынове твои яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея (Пс. 127:4) алчущий Господь нашел в следствие изсушения духовной благодати две, три, или четыре, пять маслин, войдет полнота язычников и восклонится не к идолам рукотворенным, а к Богу своему, и, обращаясь к Святому Израилеву, они будут презирать жертвенники, рощи и капища, зная оное написанное: всяк сад, его же не насади Отец небесный, искоренится (Мф. 15:13).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.

Евсевий Кесарийский

В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву

См. Толкование на Ис. 17:4

Лопухин А.П.

Ст. 7-8 В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала

Причиной гибели Израильского царства служило, с одной стороны, забвение истинного Бога и, с другой - увлечение идолослужением. После вразумления, полученного от руки Божией, Израиль снова обратится к истинному Богу.

Кумиры Астарты - по-евр. haascherim. Вероятнее всего, здесь разуметь особо обработанные деревянные колонны - символы богини луны и плодородия Ашеры или, по-халдейски, Истар (см. Толк. Библия на кн. Суд. 3:7 - т. 2-й, и на 3 Цар. 14:15 - ibid.).

Кумиры Ваала - по-евр. hachamanim, т. е. столбы, ставившиеся в честь бога солнца (chamah), Ваала (см. Толк. Библия, т. 2-й, к 3 Цар. 16:32).

Толковая Библия.