Толкование на Ис. 18:5

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 5-6 Егда совершится колос, и грезн произыдет по цвете недозрел: и отимет гроздие малые серпами, и лозие от имет и посечет, и оставит вкупе птицам небесным, и зверем земным: и соберутся на ня птицы небесныя, и вси зверие земли нань приидут

Они будут изъяты из среды живых и лишатся чести погребения, и большие и малые будут удалены как бы серпами, так что даже тела твоих мертвецов не смогут войти в гробницы. Желая показать ужас бедствия, пророк говорит, что умрет столько людей, как некогда в пустыне. Евреи видели трупы врагов на берегу, выброшенные из моря: тех, кого они боялись и страшились, видели брошенными на берег, голыми, безоружными и без погребения. Тогда это совершалось для общего зрелища, и они не видели ни ран, ни ударов, но – мертвые и оставленные тела.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 5-6 Егда совершится колос, и грезн произыдет по цвете недозрел: и отимет гроздие малые серпами, и лозие от имет и посечет, и оставит вкупе птицам небесным, и зверем земным: и соберутся на ня птицы небесныя, и вси зверие земли нань приидут

Весьма труден и немало представляет темноты смысл предлагаемых здесь слов, равно как и самый состав речи, Однако, насколько возможно, попытаюсь растолковать его. Итак речь ведется как бы от опыта земледельцев. У них есть обычай, когда они увидят виноградные кисти (грозды) уже расцветшими и имеющими вид незрелого винограда, отрезать лишние лозы и малые кисти, излишне висящие вместе с бóльшими, отсекать садовничьими ножами (серпами), чтобы, получая более питательного соку, большие из кистей могли приносить зрелый плод. Таковое же нечто сделал, говорит, Бог всяческих или с Ассириянами, или с Египтянами, так как речь здесь не очень ясна относительно того, к кому бы она более подходила и казалась более приличною. Говорим, что если кто под одним виноградом захотел бы разуметь войско Ассириян, осаждавшее святый град, то мы найдем, что подразумеваемая в нем великая кисть означает то, что славный могуществом править царством не погиб вместе с другими, но спасся сам, истреблено же как бы бывшее в положении малых кистей (гроздов) остальное войско и на подобие лишних ветвей как бы какой садовничий нож (серп) обрезал их острейший меч Господень. Ибо пали они, как я сказал, истребляемые рукою Ангела, и трупы их послужили на утешение зверем полевым и птицам небесным. Если же кто хотел бы думать, что это сказано о Египтянах, то тогда можешь понимать так, что опустошавшие землю Египетскую Ассирияне не до основания всю и не совершенно истребили ее, но как бы на малые ветви (гроздия) направив меч на расположенные там и сям жилища или селения, соразмерили гнев свой с гневом милосердого Бога, Который наказует оскорбляющих, но часто смягчает наказания и не совсем допускает погибать наказуемых.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо прежде собирания винограда, когда он отцветет, и грозд начнет созревать, Он отрежет ножом ветви и отнимет, и отрубит отрасли

Прежде жатвы… совершится цвет. Это значит, что или прежде пленения Самарии будет опустошен Дамаск, или прежде падения Рабсака отведены будут в плен жители Дамаска. И отымет гроздие малое серпами, то есть серпами, какие изострил Феглаффелласар. И лозие отымет и посечет. Это сказано об Ассириянах, которые отвели в плен жителей Дамаска.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 5-6 Ибо прежде жатвы он весь отцвел и прозяб незрелый плод, и будут обрезаны ветви его ножами, и что останется, отсечется и обрубится. И оставлены будут вместе птицам горным и зверям земным, и целое лето будут на нем птицы, и все звери земные будут зимовать на нем

Так как говорил о полудне и выше упоминал о тумане росы летом и во время жатвы и заимствовал сравнение от земледелия, то сохраняет это сравнение и в остальном, описывая гордость Египта, опустошение народа его, и трупы по всей области, которые будут пожираемы птицами. Ибо как посевы вырастающие прежде времени скоро погибают и как растения преждевременно пускающие отпрыски оказываются бесполезными, так, говорит, и Египетские народы, как бесполезные ветви, будут обрезаны ножами и все отрасли их будут обнажены. И, чтобы ты не думал, что он говорит о винограднике, а не о людях, метафору обращает в историческую истину: и оставлены будут, говорит, вместе птицам горным и зверям земным. Ибо птицы и звери пожирают не обрезанные ветви дерев, а трупы. Подробнее будем читать это у Иезекииля, где он пророчествует против Фараона и против Египта, и все это мы найдем там в весьма ясном изображении (Иез. 29). Слова же: целое лето будут на нем птицы и все звери будут зимовать на нем или буквально обозначают множество убитых, или тою же метафорою показывают, что он будет опустошаем всеми народами.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


См. Толкование на Ис. 18:4

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.

Лопухин А.П.

Ст. 5-6 Ибо прежде собирания винограда, когда он отцветет, и грозд начнет созревать, Он отрежет ножом ветви и отнимет, и отрубит отрасли. И оставят все хищным птицам на горах и зверям полевым; и птицы будут проводить там лето, а все звери полевые будут зимовать там

Но Господь совершенно неожиданно сокрушит могущество Ассирии. Когда виноград начнет уже созревать, Господь серпом срежет все виноградные лозы и все, что останется от богатого виноградника, будет предоставлено в пользование хищным птицам и зверям, которые в этом бывшем винограднике поселятся. Этим самым символически изображается падение Ассирийского государства.

Толковая Библия.