Толкование на Ис. 22:4

Свт. Василий Великий

Потому говорю: оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего

Вспомни щедроты Бога, Который врачует елеем и вином. Не теряй надежды спасения. Приведи себе на память написанное, что упав встают и, совратившись с дороги, возвращаются (Иер. 8:14). Пораженный врачуется, уловленный зверями спасается, исповедующийся не бывает отринут, потому что Господь не хочет смерти грешника, но, чтобы он обратился и жил. Не предавайся нерадению как впадший во глубину зол (Притч. 18:3). Теперь время отсрочки, время долготерпения, время целения, время исправления. Поскользнулся ты? - восстань. Грешил ты? - перестань, не стой на пути грешных, но беги от него прочь. Когда, обратившись, восстанешь, тогда спасешься, потому что здравие приобретается трудами, спасение - потом.

Поэтому, смотри, желая соблюсти договоры с иными, не нарушь договоров с Богом, заключенных тобою при многих свидетелях. Итак, не замедли, по каким-нибудь человеческим расчетам, прийти ко мне, потому что, возвратив себе мертвеца своего, я буду плакать, буду ухаживать, я буду плакать горько в разорении дочери народа моего. Все тебя примут, все потрудятся с тобою, не теряй бодрости, вспомни прошлые дни. Возможно спасение, возможно исправление. Дерзай, не отчаивайся. Нет закона, осуждающего на смерть без милосердия, но есть благодать, отлагающая наказание, ожидающая исправления. Двери еще не заперты: Жених слышит, грех еще не господствует. Возобнови борьбу, не медли, будь милосерд сам к себе и ко всем нам.

Послания.

Свт. Иоанн Златоуст

Потому говорю: оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего

Известно, что печаль часто может оживлять удрученные души и облегчать отягченную совесть; как часто женщины, потерявшие возлюбленных детей, если им запрещать плакать и печалиться, и скорбеть, надрываются и гибнут, если же делают все то, что скорбящим подобает делать, получают облегчение и утешение. Что удивительного, что так происходит с женщинами, если ты видишь и самого пророка, претерпевающего то же, ведь именно это он постоянно говорил: Потому говорю: Оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего. Так что очень часто скорбь приносит утешение. Если так обстоит дело в делах этого мира, то тем более в вещах духовных.

К народу антиохийскому.


Пророкам и всем праведникам свойственно скорбеть не только о своих близких, но и о прочих людях.

Гомилии на Книгу Бытия.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 4-5 Сего ради рекох: оставите мене, да горце восплачуся: не належите утешати мя о сокрушении дщере рода моего: яко день мятежа и пагубы и попрания, и смятение от Господа Саваофа: в дебри Сиони

Это голос пророка плачущего и рыдающего о бедствиях народа своего. А чрез то, что отвергает могущих утешить его, показывает тяжесть раны, как бы не имеющей исцеления, напротив нанесенной им страшным образом и влекущей за собою горький и неотвратимый конец; ибо настал день мятежа и пагубы и попрания от Господа Саваофа; руку же высокую кто отвратит? Если бы нашествие Ассириян совершилось не вследствие гнева божественного; то у страждущих оставалась бы твердая надежда восторжествовать со временем над теми, которые напали на них, потому что всем правящий Бог всегда подавал им руку помощи. Но поелику Он Сам есть поражающий и от Господа попрание, то кто отвратит его? ибо аще затворит от человеков, кто, говорит, отверзет?

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Потому я сказал: отойдите от меня, я буду горько плакать; не усиливайтесь утешать меня в опустошении дочери народа Моего

Оставите мене, да горце восплачуся об Иерусалиме. Относится это к тому времени, когда надругались над Иерусалимом враги Ассирияне, которые вскоре после этого были чудесно умерщвлены Ангелом. Не належите утешати мя о сокрушении дщере рода моего, потому что велико бедствие, постигшее жителей Иерусалима.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Потому я сказал: отойдите от меня, я буду горько плакать; не усиливайтесь утешать меня в опустошении дочери народа Моего

Если, при опустошении Вавилона пророк в скорбном чувстве плачет и говорит: мука охватила меня, как мука родильницы, я упал услышавши, смутился увидевши; изныло сердце мое, ужасная тьма объяла меня, Вавилон возлюбленный мой стал для меня дивом (Ис. 21:4–5): то не тем ли более теперь при разрушении города своего он не может утешиться ничем и всецело предается скорби?

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


Ст. 4-6 И Самуил плакал о Сауле (1 Цар. 15). И Господь и Спаситель плакал о Иерусалиме (Лк. 19). И апостол пишет к Коринфянам: да не паки пришедша мя смирит Бог мой у вас и восплачуся многих прежде согрешших и не покаявшихся (2 Кор. 12:21), и с чувством сострадания говорит и другим: кто изнемогает, и не изнемогаю; кто соблазняется, и аз не разжизаюся (2 Кор. 11:29)? Так и пророк, видя, что народ, бывший некогда народом видения, восходит на тщетныя кровли и предается смятению, что все князья его обратились в бегство и связаны узами грехов, начинает плакать и отклоняет утешающих и говорит, что он плачет не о сыновьях, а о дочери народа своего, который потерял мужеское достоинство. Ибо день суда и погибели и попрания будет не для Иерусалима, что значит видение мира, но, по его древнему имени, для Иевуса, что значит попрание; и будет для него день рыданий или заблуждения, как перевели LXX, от Господа Саваофа, — не в том смысле, чтобы рыдание и заблуждение было от Господа, но что по поводу святых Писаний, кои Господь дал для чтения, является предлог к заблуждению у тех, которые могут сказать: что уклонил еси нас Господи от пути Твоего (Ис. 63:17), и в другом месте: „Господь замешал у них дух заблуждения(Ис. 29:10), чтобы они стояли не на горе видения, а в долине Сионской. А этот самый день, который открывается от Господа воинств в долине видения, чтобы обнаружить дела каждого, пробует стену еретиков, построенную ими против церкви в качестве самого сильного укрепления, пробует стену величественную и гордую, т.е. учителей их, которые хвалятся, что они стоят на горе — Христе. Об этом и в другом месте читаем: приидите и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам пут свой (Ис. 2:3). Далее, переведенное LXX: блуждают от меньшаго до большаго, блуждают по горам мы должны понимать так, что большие находятся в большем преступлении, и тем не менее от меньшого до большого блуждают все, блуждают по горам, — Моисею и Иеремии и другим пророкам, и Евангелистам и апостолам, — и находясь в долине, удивительным образом блуждают по горам.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.

Лопухин А.П.

Ст. 4-5 Потому говорю: оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего. Ибо день смятения и попрания и замешательства в долине видения от Господа, Бога Саваофа. Ломают стену, и крик восходит на горы

Дочь народа моего, т. е. мои соотечественники, жители разных городов Иудеи.

Ломают стену - по всей вероятности, сами жители Иерусалима, для того, чтобы, по местам, возвести новые стены, взамен обветшавших.

На горы - по чтению Condamin'a - на гору. Стена Иерусалимская тянулась под горой, на которой стоял храм. Теперь крики работающих внизу города так громки, что достигают до вершины Сионской горы и мешают отправлению богослужения в храме.

Толковая Библия.