Толкование на Ис. 22:9

Свт. Кирилл Александрийский

и открыют сокровенная домов краеградия Давидова

См. Толкование на Ис. 22:6

Ст. 9–11 И узрят яко множайшии суть, и яко отвратиша воду древния купели во град, и яко разориша домы Иерусалимли на утверждение стене градней. И сотвористе себе воду между двема стенама, внутрь уду купели древния, и не воззресте на сотворившаго ю исперва, и сограждшаго ю не видесте

Опять обвиняет народ Иудейский или начальников его и украшенных высочайшими почестями за то, что они уклонились от здравого смысла и по неразумию творили не то, что одно только и могло спасти находившийся в опасности Иерусалим, но то, что еще более усиливало жестокость отяготевшего над ними гнева, потому что они некоторым образом раздражали владычествующего над всем Бога и приводили Его еще в большее негодование против них, презирая Его и не возлагая на Него упования, так как Израильтяне думали, что они стараниями и усилиями человеческими могут одолеть силу врагов. Ибо они говорят, что, исчислив дома города и измерив приблизительным образом сохранившуюся воду, они увидели, яко множайшии суть, и из древнего водоема посредством каналов они провели воду в город, чтобы иметь ее в достаточном, как им казалось, количестве, как бы ни было продолжительно время осады; и кроме того, говорит, разрушая дома города, они строили укрепления стен. И не воззресте на сотворившаго ю исперва, и соградившаго ю не видесте. Ибо надлежало, говорит, надлежало надеяться не на свои силы, или на счастье, напротив устремлять свой мысленный взор к Тому, Кто всегда служил стеною для святого града; ибо горы, говорит, окрест его: и Господь окрест людей своих (Пс. 124:2); это и устами пророка возвещено ему, в следующих словах: и Аз буду ему, глаголет Господь, стена огнена окрест, и в славу буду посреде его (Зах. 2:5). Но вы, говорит, не удостоили таковое ни малейшего внимания и презрели то, что (могли бы получить) от Бога, и как будто нисколько не нуждаясь в высшей помощи, весьма неразумно возлагали свое упование на сооружения из камней. Однако вам гораздо лучше было бы призывать на помощь непобедимую десницу и стараться получить даемое милосердием и человеколюбием Бога и Его называть Спасителем и Искупителем и, находясь в таком настроении души, проливать слезы покаяния.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруде

И открыют сокровенная домов краеградия Давидова, и узрят, яко множайшии суть. Видно будет, что стены городов Иудиных разрушены врагами. И яко отвратиша воду нижния купели, и наполнили ею домы Иерусалима. Жители Иерусалима, предполагая, что осада города будет столь же продолжительной, как и осада Самарии, для сбора и сбережения воды устроили новые водоемы.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруде

См. Толкование на Ис. 22:7

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


См. Толкование на Ис. 22:7

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.

Лопухин А.П.

Ст. 9-10 Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруде; и отмечаете домы в Иерусалиме, и разрушаете домы, чтобы укрепить стену; и устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда. А на Того, Кто это делает, не взираете, и не смотрите на Того, Кто издавна определил это

Но - правильнее: и.

Вы видите - т. е. обращаете особенное внимание на непорядки в охране города, тогда как - говорит пророк далее - не это должно бы более всего вас озабочивать, а другое - именно испрошение себе прощения и защиты у Господа.

Город Давидов - Сионская крепость, находившаяся на южном склоне восточного холма Сионской горы.

Нижний пруд. Положение Иерусалима было очень выгодное в общем, но недостаток в воде представлял собою большое неудобство. В настоящее время около Иерусалима имеется только один источник - Геон (3 Цар. 1:33), называемый источником Марии, но он находится на Кедронской долине, за стенами города. Вода его уже давно посредством подземного канала была проведена внутрь стен, в Силоамский пруд (ср. Ин. 9 гл.). Иначе городу пришлось бы пользоваться только дождевой водой, которая и хранилась постоянно в особых бассейнах. Кроме этого пруда, который, по своему местоположению назывался верхним (Ис. 7:3), существовал в Иерусалиме еще пруд, называемый теперь Султанским. Этот пруд теперь представляет собою огромный резервуар, в 245 ф. ширины в своей верхней и 275 ф. - в нижней части. Длина его 592 ф., а глубина около 40 ф. Летом дно пруда служит отличным гумном, так как трава, весною покрывающая его каменистую поверхность, бывает совершенно спалена солнцем. Воды в нем почти никогда не бывает, но в древние времена он, несомненно, содержал в себе около миллиона ведер воды. Этот Султанский пруд находится за городскою стеною.

Некоторые (напр., Робинзон) считают этот пруд тем нижним прудом, о котором в 9 ст. говорит Исаия, но это едва ли вероятно. По словам Исаии, осажденные иерусалимляне собирают воду для себя, след., в таком месте, которое находилось в пределах городских стен, между тем Султанский пруд находится за стеною Иерусалима. Поэтому правильнее под нижним прудом разуметь так называемый пруд Езекии, лежащий между первою и второю стеною. В этот пруд, который в 11 ст. пророк называет хранилищем для вод старого пруда, действительно стекала вода из верхнего или старого пруда Силоамского. Пруд этот находится на западной стороне Иерусалима, тогда как верхний - на восточной.

Отмечаете… разрушаете - для добывания кирпичей и камней, необходимых для починки стен.

Толковая Библия.