Толкование на Ис. 22:12

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 12–14 И призва Господь, Господь Саваоф в той день плачь и рыдание, и острижение и препоясание во вретища: тии же сотвориша радость и веселие, закалающе телцы и жруще овцы, яко ясти мяса и пити вино, глаголюще: да ямы и пием, утре бо умрем. И откровенна сия суть во ушию Господа Саваофа, яко не оставится вам той грех, дондеже умрете

Истинно, что когда нечестивый дойдет до глубины зол, то он, по написанному, становится презорлив. Это можно видеть случившимся с Израильтянами. Ибо находясь в страшном ожидании всяких бедствий и, видя угрожающую им опасность от жестокости Ассириян, они должны бы, оплакивая свою беспечность, умилостивлять Бога, остричь свои волосы и опоясаться во вретище, так как самые обстоятельства призывали к тому; но они делали совершенно противное тому. Ибо, став, как бы окаменелыми и совершенно бесчувственными, они придумывали наслаждения и старались устраивать увеселения, заклали тельцов и овец, пьянствовали и ненасытно предавались чувственным удовольствиям и вследствие отчаяния, загрубелости ума и распущенности говорили друг другу: да ямы и пием, утре бо умрем. Ибо, по-видимому, они думали, что Бог не услышит этого. Но, говорит, откровенна сия суть во ушию Его и не оставится вам тои грех, дондеже умрете, то есть, пока совершенно не сделаетесь жертвою смерти и тления за этот именно грех ваш. Итак, во дни гнева, или когда бываем поражаемы ужасами искушений, не должно нам впадать в нерадение, а напротив надлежит плакать и в слезах прибегать к любящему добро Богу и, изнуряя себя подвигами поста, искать Его милости, вопия оное словами Псалмопевца: виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя (Пс. 24:18). Когда же пророк здесь говорит, что призва Господь Саваоф в той день плач и рыдание, и острижение, и препоясание во вретища, то я думаю, что к сим словам нужно присовокупить речи Михея или лучше самого Бога, сказанные чрез пророка; а написано так: И ныне глаголет Господь Бог ваш: обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте и в плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему, яко милостив и щедр есть, долготерпелив и много милостив, и раскаявайся о злобах. Кто весть, обратится ли, и раскается, и оставит за собою благословение и жертву и возлияние Господу Богу вашему? Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедите цельбу, соберите люди, освятите церковь, изберите старейшины, совокупите младенцы ссущия сосцы: да изыдет жених от ложа своего, и невеста от чертога своего. Между степеньми жертвенника восплачутся жерцы служащии Господу и рекут: пощади, Господи, люди твоя и не даждь достояния твоего на укоризну, да не обладают ими язы́цы, да не рекут во языцех: где есть Бог их? (Иоил. 2:12-17). Итак, между тем, как Бог призывал в то время плач и рыдание, и острижение и препоясание во вретища, они предавались увеселениям, приводя еще более в неудержимый гнев против себя Того, Кто может погубить и спасти.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем

И призва Господь, Господь Саваоф… плачь и рыдание, то есть призвал к покаянию и сокрушению о сделанных прежде грехах.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 12-14 И призовет Господ Бог воинств в день тот к плачу и к рыданию и острижению волос и к препоясанию вретищем. И вот радость и веселие — убивать волов и резать баранов, есть мясо и пить вино: будем есть и пить, ибо завтра умрем. И открыто в ушах моих (слово) Господа воинств: не будет отпущено вам это нечестие, говорит Господь Бог воинств

Когда наступал плен и Иерусалим был в осаде, когда оружие, голод, жажда томили город, то Иеремия призывал народ к покаянию (Иер. 34), а цари и князья и жалкий народ вопреки этому с отчаянием погибающих предавались пиршествам. А ничто так не оскорбляет Бога, как превозносящаяся гордость после грехов и распущенность в следствие отчаяния, о чем Он говорит и чрез Амоса: за три нечестия и за четыри не отвращуся (Ам. 1:4), — что замыслил, и сделал зло и не раскаялся в нем, а кроме того и научил злу. Поэтому и теперь говорится: не будет отпущено вам это нечестие. Аллегорические толкователи думают, что предсказано это о страдании Христовом, — что и после креста Господа Спасителя Бог призывал несчастный народ к покаянию, а он не смотря на это предался отчаянию и порочным удовольствиям; и начало этого видения, где сказано: исполненный крика город многолюдный и ликующий (Ис. 22:2) относят к тому времени, когда народ, возбужденный Фарисеями, единодушно кричал против Иисуса: распни, распни Его: не имамы царя токмо кесаря (Ин. 19:6-7). Свидетельство это привел и апостол, пиша к Коринфянам о воскресении: кая ми польза, аще мертвии не возстают; да ямы и пиемы, утре бо умрем (1 Кор. 15:32).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


Ст. 12-14 Господь Бог воинств постоянно призывает к покаянию еретиков, которые презирая воду стараго пруда, между двумя стенами выкопали себе водоем и собрали воду пруда нижняго, имеющаго воду не с неба, а с земли,— и призывает их к плачу, ибо блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5:5), и к рыданию, чтобы в последствии они не услышали: плакахом вам и не рыдаете (Мф. 11:17). Призывает и к острижению волос, чтобы они остригли все дела смерти и уничтожили от тела своего все, что есть мертвого в теле; и к препоясанию вретищем, чтобы впоследствии подобно Иерусалиму вместо пояса, им не препоясаться веревкою. Они же напротив, вместо плача и рыдания, острижения и вретища имели радость и веселие, и как будто смертью все окончится, убивая тельцов и закалая баранов, чтобы есть мясо и пить вино, говорили слова богохульников: пока живем в настоящем веке, будем наслаждаться удовольствиями, ибо завтрашний день, т.е. будущее время, не будет нами ощущаемо. Когда они говорили это, то услышал Господь слова богохульства и изрек угрозу, что Он не отпустит этого нечестия, пока они или умрут в грехе и пороках, или с беззакониями своими будут низвержены в ад. Это можно разуметь не только о еретиках, но и о всяком грешнике, который не радея о грехах своих, в отчаянии делается худшим, и преданный порочным страстям, присоединяет к греху богохульство, думая, что всякое ощущение живых оканчивается смертью, говоря оное эпикуровское: «после смерти нет ничего и самая смерть есть ничто».

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.

Лопухин А.П.

Ст. 12-14 И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф

Плакать… Об обычаях, какие соблюдались кающимися, см. Ис. 3:25.

Будем есть - слова, полные отчаяния и невозможные в успехе человека, хотя еще сколько-нибудь сохранившего веру в Господа. Если иудеи, однако, говорят это, то, значит, они утратили окончательно веру в Бога (ср. 1 Кор. 15:32) и непременно подлежат казни от руки Всевышнего.

Толковая Библия.