Толкование на Ис. 23:1

Свт. Кирилл Александрийский

Видение на Тира. Плачитеся, корабли Кархидонстии, яко погибе, и ктому не идут от земли Китиейския, отведеся пленен

Стараясь, сколько возможно, уяснить предреченное Богом и о Тире, мы опять прежде расскажем историю и представим ясно, каким образом он был взят и погиб и отведеся в плен, по написанному. Итак, когда Вавилоняне, опустошив Иудею и сожегши и самый святой город, отвели в плен Израиля, – иноплеменные народы, жившие в соседстве и в окрестности, отверзая дерзкие и необузданные уста, начали поносить славу Божию. Ибо говорили, что Он не возмог спасти их, и что напротив сам Бог помощник побежден рукою Ассириян, и даже думали, что находящиеся у них боги сильнее Бога Евреев и способнее защитить и оградить их, и сохранить от всякого нападения, и сделать их победителями Вавилонян. И иным способом (они поносили Бога). А также вместе с Вавилонянами они угнетали народ Иудейский, то нападая на бедствовавших и похищая уцелевших, то посвящая лжеименным богам священные сосуды и подпавших под иго их рабства как бы по необходимости устраняя от служения по закону. И посему-то Бог чрез одного из святых пророков говорил: и что вы Мне Тире и Сидоне и вся Галилеа иноплеменников? еда воздаяние вы воздаете Мне? или памятозлобствуете вы на Мя? остро и быстро воздам воздаяние ваше на главы ваша. Понеже сребро Мое и злато Мое взясте, и избранная Моя и добрая внесосте в требища ваша: и сыны Иудины и сыны Иерусалимли продасте сыном Еллинским, яко да ижденете я от предел их (Иол. 3:4-6). Итак, и Тир, вследствие гнева божественного, взят был следующим образом. Это был остров, потому что в средине (между ним и твердой землей) проходил пролив и не на далекое расстояние отделял его от последней. Когда же пришел Вавилонянин, то захотел взять его вместе с другими и приказал подвластному войску сделать насыпь чрез море и соединить остров с твердой землей, чтобы не попускать ему более оставаться островом. Когда же это совершилось или когда ожидалось, что это совершится в непродолжительном времени; тогда очень многие жители Тира (так как они имели своим занятием морскую торговлю и привычны были к мореплаванию) отплыли с острова вместе с детьми и женами своими и удалились в другие города и селения. Вавилоняне же, вторгнувшись (на остров), умертвили оставшихся, многих взяли в плен и сделали все, что свойственно победителям: но немало сожалели, когда узнали, что очень многие (жители Тира) и из самых знатнейших в нем убежали, нагрузив на корабли свое имущество. Напоминаем историю и пророческое слово Иезекииля; ибо так сказал ему Бог всяческих: Сыне человечь, Навуходоносор царь Вавилонск поработи силу свою работою великою на Тира, всяка глава плешива и всяко рамо наго: и мзда не бысть ему на силе его на Тира, за работу, еюже работаша нань. Вместо него Аз даю ему землю Египетскую (Иез. 29:18-19). Ибо после пленения Тирян Вавилонянин переносит войну на народ Египетский. Об этих-то исторических событиях и напоминает блаженный пророк Исаия и повелевает плакать кораблям Кархидонским, плакать, очевидно, о том, что погиб Тир и не идут от земли Китиейския. Говорят, что Китиейцы – по острова Эллинские, или Македонские: другие же утверждают, что этим именем указывается на Кипр, от одного будто бы из находившихся на нем городов, который называется этим именем. Плачите, говорит: по какой причине? Отведеся пленен. Но может быть кто-нибудь скажет: по какой причине повелевает плакать Тиру о Карфагене, или о тамошних кораблях. Это потому, что Карфагиняне были выселенцы Тирян. Они считали за большую честь для себя иметь Тир материю и признавали его между островами, говорю, восточными знаменитейшим и сильнейшим. Говорят, что и жители земли Китиейской очень высоко думали о нем и жили в роскоши от прибылей морской торговли. Итак, плачите, говорит, Кархидонские морские купцы или корабли, яко погибе. Пусть плачет и Тир, потому что они не идут от земли Китиейския, отведеся пленен.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 1-2 Видение на Тира. Плачитеся, корабли Фарсийские; похищен из дома приносивший корысти. Пророк призывает корабли Фарсийские плакать о тех кораблях и мореходах, которые внезапно, у пристани Тира, взяты в плен Вавилонянами и отведены в Вавилон. Ибо домом пророк называет пристань, а приносившими корысти называет корабли Фарсийские. От земли Китейския возвещено нам, то есть о таком бедствии Тира принесли весть корабли Греческие, избежавшие опасности. Молчите, живущии во острове. Молчанием пророк называет то оцепенение и тот ужас, какие овладеют жителями Тира при неожиданном нашествии Вавилонян.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1-2 Бремя Тира. Вопите корабли моря. Ибо разрушен дом, откуда они обыкновенно приходили: из земли Кетим он открыт им. Умолкните вы, живущие на острове, торговля Сидонская

Пророк Иезекииль яснее и полнее излагает и падение Тира и причины этого падения говоря: «сын человеческий! за то что Тир сказал о Иерусалиме: а! а! сокрушены врата народов; он обратился ко мне; наполнюсь; он опустошен; за это так говорит Господь Бог: вот Я на тебя Тир; и подниму на тебя многие народы, как поднимается волнующееся море, и разобью стены Тира и разрушу башни его и вымету из него прах его» (Иез. 26:2—4). А какие это народы многие, которые наводнят Тир как волнующееся море, точно показывает в дальнейших словах: «вот Я приведу на Тир Навуходоносора царя Вавилонского с севера, царя царей, с конями, и с колесницами, и с всадниками, с сборищем и народом великим. Дочерей твоих находящихся в поле он умертвит мечем, и окружит тебя осадными башнями, и обведет кругом вал, и поднимет против тебя щит и придвинет к стенам твоим стенобитные машины и тараны, и башни твои разрушит снарядами своими», и прочее, что следует дальше до конца видения (Иез. 26:7—9). Ибо и в другом пророчестве, созерцаемом против Египтян, тоже Писание говорит: Сын человеческий! Навуходоносор, царь Вавилонский, утомил войско свое большими работами при Тире; все головы оплешивели и все плеча стерты; а ни ему ни войску его не дано вознаграждения от Тира (Иез. 29:18). Этим показывает, что войском Вавилонским в течении долгого времени был насыпан вал, так что то, что впоследствии сделал Александр, соединивший остров с твердою землею, прежде него пытался сделать Навуходоносор (Quint. Curt, lib. IV). И так, как против Вавилона, Филистимлян, Моава, Египта, Идумеян и Измаильтян мы читали выше угрозы Божии за то, что они радовались пленению народа Его, так и теперь слагается пророчество против враждебного и радовавшегося разрушению Иерусалима Тира, — что и он будет разрушен тем же врагом. Прочтем исторические сочинения Греков и особенно тех, кои описывают войны народа Ассирийского, — и мы найдем там, что после пленения Иерусалима были покорены и Филистимляне, и Арабы, и Дамасцы, и наконец Египтяне. А что эти народы, и особенно Тир, всегда враждовали с Израилем и радовались его погибели, об этом говорит пророк Амос в начале своей книги и кратко упоминает об этом воспевавший хвалы Богу Псалмопевец: Боже, кто уподобится Тебе? Не умолчи и не воздерживайся, Боже. Ибо вот враги Твои возшумели, и ненавидящие Тебя подняли голову. На народ Твой составили коварный замысел и совещались против святых Твоих. Сказали: придите, и истребим их из среды народа, и да не вспомянется более имя Израиля. Ибо совещались единодушно, против тебя вместе заключили союз шатры Идумеян, и Измаильтяне, Моав и Агаряне, и Аммон, и Амалик, иноплеменники с населяющими Тир (Пс. 82:1—8). Из всего этого мы научаемся, что бремя гнева Божия пришло на любодейный Тир, который здесь изображается под видом блудницы, и у Иезекииля под образом корабля (Иез. 26). Вопите, говорит, корабли моря. Вместо этого у LXX читаем Карфагена, а в еврейском стоит Tharsis (Фарсиса), о чем я говорил и в пророке Ионе, и в одном письме. Но так как Карфаген есть колония Тирийцев, то в настоящем месте под Фарсисом мы можем понимать не море вообще, но и Карфаген, — что корабли Тирийцев не будут приходить ни из Африки ни из земли Кетим, под которою некоторые понимают Кипр, ибо до сего времени у них есть Китий, из котораго происходил и Зенон, глава стоической школы, хотя большинство наших и начало (книг) Маккавейских признают Кетим за острова Италии и Македонии. Ибо Писание упоминает, что Александр, царь Македонский, вышел из земли Кетим. Не говорит несправедливого и называя Тир островом, ибо только Навуходоносор или Александр впоследствии сделал его твердою землею, устроив, с целью завоевания, много насыпей на мелкой части моря. Указывает также и на торговлю Сидона, согласно с следующим стихом, в котором говорит: устыдись, Сидон. Ибо история сообщает, что Тир есть колония Сидона.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятая.


Ст. 1-3 Слово на Тир. Что нам представлялось относительно бремени или слова и принятия Тира но Еврейскому тексту, мы сказали об этом выше в книге исторического толкования десяти видений. Теперь все пророчество на Тир мы кратко проследим по изъяснению иносказательному и по изданию LXX. Тир по еврейски называется Sor, а на нашем языке значит теснота. Следовательно всякая душа, занятая пороками и нечистыми помыслами, может быть названа Sor.

Вопите корабли Карфагена, ибо они погибли и больше не придут. Из земли Кетим, она отведена в плен. Ей подобны стали жители острова, купцы Финикии переплывающе море на водах многих, семя купцов, как принесенных жатв, купцы народов. Вместо Карфагена в еврейском стоит Фарсис, что перевели все одинаково. Фарсис значит созерцание или испрошение радости; Кетим, что по еврейски называется Chetim, значит море замерзающее, а вместо Финикии у евреев читается Сидон. Итак обличаются те, коих окружает буря злых помыслов и которые, желая по апостолу быть богатыми, впадают в искушение и сети диавола и во многие вредныя похоти, которыя погружают людей в бездну (1 Тим. 6:9). И говорится им, что они должны вопить, зная, что все стяжания мира сего погибнут и видение радости и веселия обратится в плач и рыдание. Ибо море сие не будет уже в состоянии носить кораблей, но все покроется льдом, и колонии Тирян пленные будут отведены на наказания. Ибо живущие на этом острове ни на кого иного не похожи, как на купцов или перевозщиков товаров, которые носятся всяким ветром учения и от одних пороков переходят к другим. Живем же мы на острове, пока обуреваемся искушениями мира сего и пока наш остров и кораблик волнами моря носится во все стороны. Купцы же этого острова из Сидона, что значит охотница; в нем живет весьма много охотников, о которых написано: избавит тя от сети ловчи (Пс. 93), как и в другом месте святой свидетельствует, что он избавлен от их ков, говоря: душа наша яко птица избавися от сети ловящих (Пс. 123:7). Все купцы язычников уподобляются нивам, которые скоро засыхают, или жатвам при реке имеющим дождь не с неба, а от земли, и потому имеющим погибнуть вместе с язычниками. Там где мы читаем: семя купцов, в еврейском стоит семя Sior, чем указывается Нил, так как он имеет мутные воды, коими орошаются нивы Египта.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга седьмая.

Лопухин А.П.

Ст. 1-7 Пророчество о Тире. - Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен; нет домов, и некому входить в домы. Так им возвещено из земли Киттийской. Умолкните, обитатели острова, который наполняли купцы Сидонские, плавающие по морю. По великим водам привозились в него семена Сихора, жатва большой реки, и был он торжищем народов. Устыдись, Сидон; ибо вот что говорит море, крепость морская: «как бы ни мучилась я родами и ни рождала, и ни воспитывала юношей, ни возращала девиц ». Когда весть дойдет до Египтян, содрогнутся они, услышав о Тире. Переселяйтесь в Фарсис, рыдайте, обитатели острова! Это ли ваш ликующий город, которого начало от дней древних? Ноги его несут его скитаться в стране далекой

В Тир едут корабли из далекой тирской колонии Тартесса, но им с островов Средиземного моря возвещают, что Тир уже не существует! Как велико было значение этого мирового торгового города! Сюда привозились товары со всего мира, а отсюда рассылались по разным другим странам. Поэтому все поражены известием о его падении, особенно же сами финикияне, которым теперь приходится искать себе убежища в чужих землях.

Тир (по-евр. Zor теснина, скала), бывший главным городом Финикии, в настоящее время представляет собою небольшой и бедный городишко с жалким подобием базара, на котором главным образом продаются бобы, табак, финики и лимоны. Группа жалких домов, в один или два этажа, грязные переулки вместо улиц - вот и весь нынешний Тир (Гейки. Святая Земля, с. 1059). В скалах, идущих по берегу моря, к югу, древние тиряне устроили гавани, пристани, мелкие доки и окружили город великолепной стеной. Остатки стены этой видны еще и теперь, а равно сохранилась и плотина, соединявшая и в древнее время Тир, построенный на острове, с Тиром, расположенным на берегу моря - на континенте. Эта плотина была насыпана Александром Македонским для того, чтобы взять островной Тир. Тиряне называли обе части Тира sarra. Старый или континентальный Тир был расположен на плодородной равнине и представлял собою роскошный сад (Ос. 9:13). Здесь находилась древняя царская крепость и святилище Мелькарта или Геркулеса, тогда как остров Тир был застроен разными пакгаузами и домами для матросов. Старый Тир впервые пострадал от врагов во время нашествия Салмонассара в 729 г., а потом нападения халдеев, персов и греков (особенно Александра Македонского), постепенно все более и более разоряли его, причем не малый вред причинили Тиру землетрясения: так в 523 г. город этот был совершенно разрушен землетрясением. Основан был Тир, по преданию, за 2750 лет до Р. Х.

Корабли Фарсисские - см. Ис. 2:16.

Он, т. е. Тир.

Им т. е. корабельщикам, едущим из Фарсиса в Тир.

Некому… точнее нет приюта!

Земля Киттийская - острова Средиземного моря вообще и, в частности, Кипр (Быт. 10:4; Чис. 24:24), лежавший по морскому пути из Тира в Фарсис.

Condamin весь стих переводит так: «рыдайте, корабли из Фарсиса, потому что ваш порт разрушен!» - об этом их извещают при возвращении из земли Киттим.

Толковая Библия.