Толкование на Ис. 24:16

Свт. Кирилл Александрийский

Господи Боже Израилев, от крил земных чудеса слышахом, надежда благочестивому

В словах пророк выводит перед нами оставшихся на земли и радующихся со славою Господнею и живущих на самых островах, говорю – в церквах, которые славословят, Бога всяческих и говорят: от крил земли услышите чудеса, и которые вместе с тем уверовали, что благочестивым будет благая надежда на оправдание чрез Него и на богатое участие в Его милосердии. Крилами же земли, как надлежит думать, называют (пророки) святых тайноводителей, словами которых будучи как бы окриляемы, мы горняя мудрствуем, возносясь от земных предметов, и, оставив земное и плотское мудрование, имеем жительство на небесах. От понимаемых таким образом крил земли, говорит, слышахом чудеса, очевидно, совершенные Христом; ибо писаниями святых апостолов и евангелистов мы посвящены в таинства и, узнав (из них) божественные знамения Спасителя, в них имеем самую крепкую веру, получили дерзновение и надежно сознаем себя и веруем, что прекрасно упование благочестивых; ибо ожидаем небесного царства, почести и славы, уготованных любящим Бога.

Ст. 16-18 И рекут: горе преступником, иже преступают закон. Страх, и пропасть, и сеть на вас живущих на земли. И будет, бежай страха впадет в пропасть, и излазяй из пропасти, имется в сеть

Кто эти, которые рекут? Несомненно, оставшиеся на земли и радующиеся со славою Господнею и живущие на островах, или в церквах. Кому же рекут? Преступающим закон, то есть тем, которые не уверовали (во Христа); ибо если бы веровали Моисею, то веровали бы и Христу; ибо о Нем сей писа. Смотри, как принявшие веру тотчас вразумляют преступающих закон и увеличивают страх пред будущим наказанием для них и поражают их ужасом, предвозвещая им будущее: ибо, говорит, страх, и пропасть, и сеть, то есть, всякий вид бедствии на вас, и не будет избавления от беды. Но если кто-нибудь и избежит какой-либо одной беды, то будет уловлен другою, и непременно подвергнется какому-либо из посланных бедствий. Это и случилось испытать Иудеям после распятия ими Христа, когда опустошена была их страна и разрушены были города и дома. Однако говорить об этом подробно было бы долго, особенно сведущим питомцам церкви.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Увы мне! нечестивые нечествуют. Они Господа всяческих почитают за равного бессильным истуканам, и надеются жить безбоязненно, не хотят, чтобы страхом удерживали их от совершения беззаконий.

Толкование на книгу пророка Исаии.

См. также Толкование на Ис. 24:15

Блж. Иероним Стридонский

От концов земли мы слышали хвалы, славу Праведнаго, и я сказал: тайна моя мне, тайна моя мне: горе мне

Слов: тайна моя мне у LXX нет, а прибавлено в греческом из перевода Феодотиона. Еще, вместо того, что они поставили горе для соединения с следующим стихом, в еврейском стоит оі 1і, что собственно значит горе мне. И вместо концов, как мы перевели яснее для раскрытия смысла, в еврейском стоит mecchenaph, что значит крыло, а не конец. Итак те, о коих выше сказано: возвысят голос свой и восхвалят (Ис. 24:14) когда они заржут от моря и в учениях прославят Господа и увидят, что на островах моря восхваляется имя Господа Бога Израилева, тогда они согласно воспоют и скажут: мы слышали, что хвалы Ему возвещаются от крыльев земли, т.е. от пророков и Святых Господа, которые взявши крылья голубиные, стремятся к царству небесному, и что слава или надежда Праведного не тщетна, но все исполняется на деле. Итак, тогда как святые говорят это и вопиют от моря, возвышая голос свой и хвалят, пророк говорит самому себе: когда я слышал это и видел, что предсказание пророков о разрушении мира исполнится, я оказал себе во внутреннем движении сердца: не могу высказать все что вижу; прилипает язык к гортани моей; слово связывается печалью. Горе мне! Какой ряд казней проходит пред глазами моими! Вижу исполняющимся то, что случится в будущем. — Ошибаются те, кои не обращая внимания на связь мыслей думают, что это следует понимать от лица Божия. И удивляюсь, с какою мыслью вместо псалмов и хваление что в еврейском читается zemroth, LXX перевели чудеса, разве только знамение и чудо в том, что по исключении народа Иудейского, спасется прежде неверовавшее множество язычников.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.

Примасий

От края земли мы слышим песнь: «Слава Праведному!» И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски

Дух же Господа наполнил вселенную (Прем. 1:7); говорится, что для того это свершилось, чтобы, когда сбиты будут рога грешников, вознесены были рога праведника, о чем пророчествовал Исаия: от пределов земли слышим мы хвалебные песни, возвещающие славу Праведному. Стало быть, мыслится, что Праведный имеет семь рогов, так же как владеет всем миром, в котором господствует семиобразная благодать Духа, вследствие памятного Его семиобразного действия, по причине озарения от которого он здесь упоминает глаза, о каковых, как я полагаю, говорил Захария: Очей Господа - семь, которые обозревают всю землю (Зах. 4:10).

Комментарий на Апокалипсис.

Лопухин А.П.

От края земли мы слышим песнь: «Слава Праведному!» И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски

См. Толкование на Ис. 24:15