Толкование на Ис. 24:21

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 21–23 И будет в той день, наведет Господь на утварь небесную руку, и на цари земныя. И соберут собрание ея и затворят в тверди и в темницы: мноземи роды будет посещение их. И истает плинфа и падет стена, и устыдится луна и посрамится солнце

И это есть славное дело вочеловечения Единородного. Ибо после того, как воссияло солнце правды, поистине надлежало наконец рассеяться той духовной тьме, которую сатана распространил в сердцах всех людей. Ибо он помрачил помышления неверных, по написанному (Еф. 4:18), и совратил их к поклонению твари вместо Творца; потому что заблуждающиеся разделили (между собою) стихии мира: одни признавали Богом солнце, другие луну, а иные – одну из звезд, по своему произволу. Этим нечестием болел и самый народ Иудейский. И поэтому-то пророку Иеремии, некогда просившему помилования народу сему, Бог негде сказал: ты же не молися о людех сих и не проси еже помилованым быти им, и не моли, ниже приступай ко Мне о них, яко не услышу тя. Еда не видиши, что сии творят во градех Иудиных и на путех Иерусалимских? Сынове их собирают дрова, и отцы их зажигают огнь, и жены их месят муку, да сотворят опресноки воинству небесному, и возлияша возлияния богом чуждим, да прогневают Мя (Иер. 7:16-18). А также и чрез другого пророка говорит им: еда заколения и требы принесосте Ми в пустыни лет четыредесять, доме Израилев? - говорит Господь. И восприясте скинию Молохову, и звезду бога вашего Ремфана, образы яже сотвористе себе (Ам. 5:25-26). Итак, говорит, наведет Господь на утварь (украшение) небесную руку, то есть рассеет поклоняющихся небесному украшению, говорю – солнцу, луне и звездам. Вероятно, что в сих словах, (как целое) под частью, разумеется все идолопоклонство. Ибо когда явился Христос, перестали поклоняться стихиям, мира. Но, разумея под украшением неба самого изобретателя и отца греха, то есть сатану, мы прямо подойдем и истине, так как о нем сказано: како спаде с небесе денница восходящая заутра? (Ис. 14:12) Если он однажды ради древней славы своей, бывшей у него прежде отпадения, уподоблен деннице, то и теперь пророческое слово называет его нам украшением неба. Но говорит, что наведет руку не на одно только украшение небесное, а и на царей земли, то есть на владычествовавших над поднебесною посредством хищения очевидно, на миродержителей века сего, на злые и враждебные силы, поелику они царствовали над землею, делая жителей ее своими поклонниками и совращая их к тому, чтобы совершенно презирать Бога любви. Итак, сих владычествовавших или царствовавших обманом, ложью и хищением соберут и заключат в крепость и темницу. Ибо могущество Спасителя послало их в темницу наказания, в несокрушимую крепость; почему и приступали к Нему демоны, умоляя Его, дабы Он не повелевал им нисходить в бездну. Пророк прибавляет еще и говорит, что мноземи родами будет посещение их. Ибо они тиранствовали от основания мира и не переставали враждовать против божественной и неизреченной славы; и такое безумие их продолжалось до времени пришествия Спасителя всех Христа. Наконец, когда наступило посещение их, они заключены были в темницу и терпели это в продолжении многих родов. Но, говорит, истает плинфа и падет стена, может быть, сравнивая со стеной сатану, потому что он весьма могуч в сопротивлении и как бы город весьма сильно укрепленный; однако был пленен и повержен, потому что ниспроверг его Христос, против непобедимой силы Которого он не мог устоять. Когда же ниспровергнут был и пал сатана, тогда обнаружено было ничтожество идолослужения и некогда заблуждавшиеся призваны были чрез веру к познанию истины; потому что всемогущая десница как бы исхитила их. Об этом сам Спаситель учит, говоря: или како может кто внити в дом крепкаго, и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго? и тогда дом его расхитит (Мф. 12:29). Богодухновенному Писанию обычно уподоблять весьма сильных людей стене и городам, как и сам Бог негде сказал блаженному пророку Иеремии: се, положих тя днесь яко град тверд, и аки стену медяну, крепку всем царем земли. И ратовати будут на тя, и не премогут тя, понеже с тобою Аз есмь, да избавлю тя, рече Господь (Иер. 1:18-19). Необходимо припомнить, что Иисус Навин, взяв и победив пять языческих царей, заключил их в пещере и для заграждения им бегства привалил камни. И это служило образом истинного заграждения. Ибо силою Христовою заключены были в крепость и темницу лукавые и враждебные силы, владычествовавшие некогда над поднебесною; а вместе с ними уничтожена и великая и несокрушимая стена, то есть, сатана. Таким образом чрез веру призваны были заблуждающиеся к познанию истинного и действительного Творца, и Бога. Надобно знать, что некоторые, держась другой мысли, относят это к украшению небесному, и говорят, что во время кончины мира солнце померкнет, и луна не даст света своего. Но думаю, что мысли подлежащего (толкованию) всегда должны оканчиваться соответственно умозрениям и совершенно гармонически.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 21-22 И… наведет Господь на утварь небесную руку на высоте, и на цари земныя на земли. И соберут собрание на заключеннаго в темнице. Наведет Господь руку на гордые войска и на гордых вождей Ассирийских. Но не спасутся и другие цари, потому что пророк добавляет: и на цари земныя на земли. И соберут собрание на заключеннаго в темнице и помыслят на связаннаго. Этим указывается на то, что Ассирияне со своими союзниками собрались и умыслили зло и погибель Иерусалиму, Езекии и Иудейскому народу, который, как в темнице, заключен был в стенах Иерусалима.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 21-23 И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава

Посетит же Господь воинство и украшение небесное, как бы больного, требующего вырезывания и прижигания, по оному: посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их (Пс. 88:33). Ибо и далее мы читаем: упися меч мой на небеси; и у Иова: звезды нечисты суть пред ним (Иов. 25:5), и еще: и в ангелах стропотно что усмотре. Посетит царей и князей земли, миродержителей тьмы сей, посетит и духовные беззакония на небесных. Об этих князьях, начальствующих над различными областями, написано и у Даниила: «вышел на встречу мне князь царства Персидскаго, и князь царства Индийского и князь царства Греческого». Итак этих князей, которые не сохранили своей степени, соберет Господь в день суда, как бы связанных в одну связку, и пошлет в озеро ада, чтобы и на них исполнилось написанное о нечестивых: ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела.

И они будут заключены в темнице, по оному, что сказал Господь: идите во огнь вечный, уготованный и диаволу и аггелом его (Мф. 25:41). Дальнейшее же и после многих дней будут посещены невидимому благоприятствует друзьям моим, которые диаволу и демонам дают покаяние, — что спустя много времени эти последние будут посещены Господом; но пусть они обратят внимание, что Божественное Писание не сказало прямо: будут посещены Господом или будут посещены ангелами, но неопределенно: будут посещены. В этой неопределенности слова можно разуметь и врачевание и наказание, что тогда как праведные получат награды, те будут посещены мучениями вечными. Однако следует знать, что бренность человеческая не может ведать суда Божия, и произносить суждении о величии и мере наказаний, суждения, которое предоставлено воле Господа.

Тогда покраснеет луна и устыдится солнце — согласно с тем, что сказал апостол: яко вся тварь совоздыхает и соболезнует (Рим. 8:12), видя что люди, пользовавшиеся их светом, не сделали ничего достойного благости Бога, Который солнцу Своему повелевает восходить над праведными и неправедными, — видя подобно как бы тому, как управляющий или распорядитель пред приходом господина видит, что его подчиненные терпят различные страдания и не исполнили его приказаний. Об этом же самом месте подробнее Спаситель учит в Евангелии: Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы небесные подвигнутся. И тогда явится знамение Сына человеческаго на небеса: и тогда восплачутся вся колена земныя, и узрят Сына человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою (Мф. 24:29-30).

Мы узнали о разрушении земли, о посещении воинства небесного, о собрании царей и князей в одну толпу, о низвержении их в озеро и заключении в темницу, о посещении, спустя долгое время, заключивших, о стыде луны и смущении солнца. После всего этого воцарится Господь воинств на горе Сионской в Иерусалиме небесном, о котором пишется и в послании к Евреям (Евр. 12), и пред лицом старейшин своих прославится. Каковым старейшиною был Авраам, умерший в старости доброй и приложившийся к отцам своим (Быт. 25), каковых и Моисею повелевается избирать в старейшины, о которых он знает, что они старейшие, ибо седина человека — мудрость его (Притч. 4:8), которые подражают Ветхому деньми, власы коего, для обозначения долголетия, изображаются белыми (Дан. 7:9). Это можно разуметь и о церковном чине, если только делами они не разрушают сана.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.

Лопухин А.П.

Ст. 21-23 И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава

Суд Божий, начавшись с небесных воинств, со всей силой обрушится на земных властителей, которые подвергнутся заключению и наказанию, тогда как Господь Сам воцарится на Сионе.

Посетит, т. е. будет судить.

Воинство внутреннее, т. е.

а) высшие, небесные светила и

б) одушевлявших и двигавших, по верованию древних, этими светилами духов или Ангелов, (Выспреннее - по-евр. maram то же, что небо по евр. schamaim). Эти Ангелы в то же время были невидимыми покровителями отдельных царств и ходатаи за них перед Богом (Дан. гл. 10).

Толковая Библия.