Толкование на Ис. 26:18

Свт. Амвросий Медиоланский

Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали

И как женщинам природа дала матку, в которой рождение каждого живого существа подготавливается в течение определенных месяцев, так у нас имеется некая сила души, которая обычно, словно в некой потаенной порождающей матке, принимает семена наших мыслей, бережет плод и производит дитя на свет. Ведь иначе Исаия не сказал бы: Мы имели во чреве и породили дух спасения.

О Каине и Авеле.

Свт. Григорий Богослов

Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали

Полюбомудрствуй о настоящем бедствии, о судах Божиих праведных, постигаем ли мы их, или не знаем великой бездны; о том, как у Господа, по слову святого Исаии и милость на весах (Ис. 28:17). Потому что благость Его не безрасчетна (хотя казалась такою начавшим ранее трудиться в винограднике и не приметившим неравенства в самом равенстве). Полюбомудрствуй о том, как гнев Божий, называемый чашей в руке Господа (Пс. 74:9) и чашею ярости испиваемой (Ис. 51:17), соразмеряется с грехами, потому что Господь, хотя у всех убавляет нечто из заслуженного ими наказания и нерастворенное вино гнева растворяет человеколюбием, впрочем, от строгости приклоняется на милость только для тех, которые вразумляются страхом и от малой скорби приемлют и во чреве обращение, и болят им, и рождают совершенный дух спасения, а блюдет и без остатка изливает дрожжи, то есть конечный гнев, на тех, которые не исцеляются Его благостью, но еще ожесточаются, подобно тяжкосердному фараону, обременяющему горькими работами и соблюденному в показание силы Божией над нечестивыми.

На молчание отца.

Прп. Антоний Великий

Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали

Находясь в человеке, страх Господень сохраняет и оберегает его, доколе он не оставит сего тяжелого тела и не соделается наследником небесных благ вместе со святыми, с которыми будет наслаждаться вечною радостью, как говорит Писание: страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего.

Двадцать слов к монахам.

Свт. Кирилл Александрийский

Страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли

Утверждающие (о себе), что из любви к Возлюбленному Отца, то есть Сыну, они стали как рождающая женщина, хорошо держась образной речи, говорят, что они страдали муками рождения и во чреве прияли и родили дух спасения на земли. Эти слова, как я сказал, приличествуют пророками, и святым апостолам и евангелистам, которые, обогатившись дарами высшего тайноводства и приявши как бы некоторые духовные семена, родили на земле дух спасения, то есть духовное учение, которое доставляет жизнь вечную. Ибо в Свящ. Писании духом часто называются писания некоторых. Итак, испытайте, говорит, духи, аще от Бога суть; поелику спасительное учение всегда проповедуется во Святом Духе, а проповедуемое в мирском духе противно истине. Посему божественный Павел пишет о себе и о других святых: мы же не духа мира сего прияхом, но духа иже от Бога, да вемы яже от Бога дарованная нам (1 Кор. 2:12). Таким образом, проповедь евангельскую называют духом спасения; ибо она вводит, в нескончаемую и долговечную жизнь.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали

Спаси нас, да не погибнем на земли. Спаси, чтобы не покорили нас в земле нашей, не отвели нас в плен в землю чуждую, и не погибли мы среди язычников. И да не падут живущии на земли (Ис. 26:10), то есть живущие на земле Твоей, почитатели имени Твоего да не перестанут прославлять чудо, сотворенное Тобой для спасения нашего.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Прп. Макарий Великий

Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали

Ибо раньше человеческое естество, [отказавшись] от Бога, стало мертвым и бесплодным, и душа [человеческая также] стала бесчадной и неплодной. Ныне же [эта душа] восприняла в себя небесное семя, дабы возможно было ей приносить плоды Духа. [Первоначально] Адам был один, а [затем] из него была сотворена жена. И если бы Адам не сочетался с женой своей, то не произвел бы он плодов. Так и душа, если она не сочетается и не вступает в общение с Христом, не может приносить плодов Духа. Ибо Божественное Семя — Слово [Божие], упавшее в Богородицу Марию, падает и во все верующие души. Подобным образом рождают они от духовного Источника спасения, как гласит [Писание]: Страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом и родихом дух спасения — так плодоносит душа [плоды] Богу. Ибо женщина, когда рождает, терпит скорбь… когда же родит, радуется, потому что родила человека в мир (Ин. 16:21). И душа, принимая в себя небесное семя, до тех пор, пока не родит, терпит скорбь, подвергаемая многоразличным искушениям; а когда она родит, то есть станет совершенной, радуется радостью постоянной и неизреченной, потому что родился небесный и новый человек в горний мир.

Собрание рукописей типа II. Беседа 52.

Блж. Иероним Стридонский

Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали

Мы же, слыша слова Господа Спасителя: Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы (Мф. 24:16), поднимем взоры свои к тем горам, о которых написано: Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя (Пс. 120:1); и в другом месте: Основание его на горах святых (Пс. 86:2); и еще: Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего (Пс. 124:2); а также: не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5:14). И сбросив с ног своих оболочку буквы, и восходя с Моисеем босыми на гору, скажем: Пойду и посмотрю на сие великое явление (Исх. 3:3). Тогда мы поймем, что беременные - это души, зачавшие от семени учения и слова Божия начатки веры и говорящие с Исаией: Страха Твоего ради, Господи, имели во чреве и мучились и рождали. Дух спасения Твоего сотворили на земле.

Послания.


Души тех верующих беременны, которые могут сказать в начале веры: Страха Твоего ради, Господи, имели во чреве и мучились и рождали.

Комментарии на малых пророков.


См. Толкование на Ис. 26:17

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.

Блж. Августин

Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали

В этой надежде на вернейшего обещающего мы даже и теперь отчасти радуемся, пока не наступит та более обильная радость, когда станем мы подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3:2), и радости нашей никто не отнимет у нас (Ин. 16:22). Ведь в качестве дарованного нам безвозмездного залога этой надежды мы получили Дух Святой, Который производит в сердцах наших воздыхания неизреченные (Рим. 8:26) святых желаний. Ибо, как говорит Исаия: Мы зачали и родили Дух спасения. И Господь говорит: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит, бывает великая радость, потому что родился человек в мир (Ин. 16:21). Это будет радость, которую никто не отнимет у нас, поскольку от этого зачатия веры мы будем перенесены в вечный свет. Итак, ныне мы постимся и молимся, поскольку ныне день рождения для вечности.

Проповеди.

Беда Достопочтенный

Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали

См. Толкование на Ис. 26:17

Фульгенций Руспийский

Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали

Вера в сердце человеческом не может ни зарождаться, ни возрастать иначе, как если Дух Святой ее привносит и питает. Ибо мы рождаемся заново посредством того же Духа, от Которого был рожден Христос. И посредством того же самого Духа Христос рождается по вере в сердце каждого обратившегося, посредством Которого Он по плоти образовался в чреве Девы. Поэтому пророк взывает к Господу от лица верующих: Страха Твоего ради, Господи, имели во чреве и мучились и рождали. Дух спасения Твоего сотворили на земле.

Послания.

Лопухин А.П.

Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали

См. Толкование на Ис. 26:16