Толкование на Ис. 27:3

Свт. Амвросий Медиоланский

Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него

Есть и душа, которая говорит: Я - город крепкий, город в осаде. Град укреплен Христом; град этот - небесный Иерусалим, который богат толкователями божественного закона и знатоками учения: с их помощью ищут слово Божье.

Об Исааке, или о душе.


Будем же избегать сего зла и вознесем нашу душу к тому образу и подобию Божьему. Бегство от зла - это подобие Божье, а образ Божий приобретается добродетелями. Поэтому Тот, Кто нас начертал, словно художник, начертал цветами добродетелей: Вот, Я - говорит, - о Иерусалим, начертал стены твои (Ис. 49:16). Не будем стирать губкой нерадения начертанные стенные укрепления нашей души. Потому Он сказал: Я начертал стены, чтобы с их помощью мы могли отразить врага. Душа имеет свои стены, над которыми возвышается и о которых говорит: Я - город крепкий, город в осаде. Этими стенами укрепляется, при помощи них, будучи осажденной, защищается. И воистину душа - стена, которая находится в военном лагере. Поэтому она сама и говорит в Песне песней: Я - стена, и сосцы у меня, как башни (Песн. 8:10). Благая стена, которую начертал Господь, как Он Сам говорит: Я начертал стены твои на дланях Моих; ты всегда предо Мною (Ис. 49:16).

О благе смерти.


Читаешь у Исаии, что говорит душа праведного или церковь: Я - город крепкий, город в осаде. Укрепленный Христом, осажденный дьяволом. Но не должен бояться осады тот, кому помощник - Христос. Ибо он укрепляется духовной благодатью, а осаждается опасностями века сего. Поэтому и в Песне песней сказано: Я - стена, и сосцы у меня, как башни (Песн. 8:10). Стена - это Церковь, ее башни - священники, у которых изобильно и слово о естестве, и учение о нравственности.

Шестоднев.

Свт. Кирилл Александрийский

Аз град крепкий, град воюемый, всуе напою его: пленен бо будет нощию, в день же падется стена

См. Толкование на Ис. 27:2

Прп. Ефрем Сирин

Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него

Я, Господь, стерегу его, то есть постоянно охраняю народ Мой, потому что Сам пекусь о делах его. Буду посещать его, ночью и днем стеречь его. Это сходно со сказанным Езекии: защищу град сей (Ис.37:35).

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него

См. Толкование на Ис. 27:2

Лопухин А.П.

Ст. 3-5 Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него. Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем. Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною

Я, Господь, хранитель его. Влагая эти слова в уста народа израильского, Господь этим самым внушает народу особую уверенность в любви Божией.

Чтобы кто не ворвался - по переводу Duhm' а и Condamin' а: «чтобы листья его не опали».

Гнева нет во Мне. Это не значит, что Господь вообще не гневается (в Священном Писании более 300 раз упоминается о гневе Божием), но указывает только на будущее время, когда Бог уже не будет гневаться на Свой народ.

Волчцы и терны. Здесь пророк обозначает все, что может мешать развитию народа израильского - и внешних врагов Израиля и внутренние недостатки самого народа, даже отдельных дурных представителей этого народа.

Выжгу его совсем. В Синодальном переводе (русском) совершенно очевидно речь идет о выжигании всего виноградника. [В Славянском переводе также совершенно однозначно идет речь о выжигании всего виноградника - … ради вражды сия отринух и… И сгорех, возопиют живущие в нем: сотворим мир ему, сотворим мир… Прим. ред.]

Разве прибегнет к защите Моей. Однако и в отношении к таким людям в Израиле Бог будет милостив, если они раскаются (в 4 и 5 стихах единств. числа: его (выжгу) и прибегнет нужно заменить множественными: их (терны) и прибегнут).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 27:1