Толкование на Ис. 27:4

Свт. Кирилл Александрийский

Несть того, иже не возмет его. Кто мя приставит стрещи стеблие на ниве? Ради вражды сея отринух и

После распятия Спасителя страна Иудейская была осаждена, и собранное из всех народов, то есть могущественнейшее римское войско мужественно вело войну против Иудейского народа. Но была опустошена и иным образом, то есть в духовном и таинственном смысле, ибо отдана была в поругание нечистым духам; а если она лишена была ограждения и разрушена была охраняющая ее стена, то кто усомнится в том, что она сделалась пастбищем для мысленных зверей? И это было именно то, что сказано о ней устами Давида к Спасителю всех Христу: вскую низложил еси оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем? Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный (осел) дивий пояде и (Пс. 79:13-14). Ибо сими словами он обозначает разнообразные страсти, которые властвовали умом Иудеев, так как осёл знаменует крайнее неразумие, а вепрь – чувственное удовольствие. А что (страна Иудеев) могла быть легкой добычею для всякого, желающего опустошить ее, это он показывает, говоря: несть того, иже не возьмет его; ибо нет такой руки, или силы людей ли, или злых духов, которая не посягала на нее. Но, Господи, может быть скажет кто-нибудь, Ты не спасал своего народа, не защищал его, не был крепкою стеною для него. Нет, говорит, подлинно Я защищал и ограждал его своею благодатью и силою; но защищать его необходимо было тогда, когда он имел плод закона. Когда же он, говорит, дошел наконец до такой слабости и духовной лености, чтобы не приносить никакого плода добродетели, и уподобился голому и бесплодному стеблю; то кто заставит Меня беречь его? Ибо какая польза от безопасности, если сделался не способным приносить благие плоды? Кто преклонит Меня к этому? На сие-то и указывает выражение: кто приставит Мя стрещи стеблие на ниве. Но каким образом он дошел до такого несчастия, это объясняет, говоря: ради вражды сея отринух и. В сих словах Он как бы перстом указывает на Иерусалим. Поелику, говорит, он сделался весьма враждебен по отношению ко Мне, то и по всей справедливости отринул его. Здесь говорит не об иной какой-либо вражде и опять отринул (говорит) не иной какой город, а напротив самый Иерусалим выставляет враждебным и говорит, что он отвергнут, как отвернувшийся от общения с Ним, то есть духовного; ибо сказал ему: коль краты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте? Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:37-38).

Ст. 4-5 Убо сего ради сотвори Господь Бог вся, елика совеща. И сгорех, возопиют (вси) живущии в нем

Когда стала, говорит, враждебною (страна Иудейская) и воспротивилась спасающему и как с неприятелем враждовала с призывающим к жизни; то вследствие сего все, что предназначил, то есть чему определил и решил случиться, – привел в исполнение. Что это такое? Быть совершенно отринутым и не получать духовного дождя, подвергнуться осаде, лишиться высшего благоволения и охранения. Ибо (Иерусалим) был сожжен и доведен до совершенного ничтожества. И сгорех, возопиют, говорит, вси живущии в нем. Если бы кто захотел указанные слова объяснять исторически, то таковой найдет сожженным Иерусалим; а если объяснять их иным образом, то сожжение, в сих словах, означает совершенную негодность и совершенное уничтожение, постигшее Иудеев, когда как бы возгорелся на них гнев божественный и превратил их как бы в прах и пепел. Нечто подобное говорит как бы к Иерусалиму и божественный пророк Иеремия: маслину благосенну, красну зраком нарече Господь имя твое, ко гласу обрезания ея: возгореся огнь в ней, велика скорбь на тебе, непотребны быша ветви ея (Иер. 11:16). Ибо для души человека во всех отношениях гибельно удаляться от Бога и лишиться Его благодати и помощи, поелику страшно есть еже впасти в руки Бога живаго (Евр. 10:31) и, как говорит Моисей, Бог наш огнь потребляяй есть (Втор. 4:24).

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем

Разве нет у тебя стены? Я тебе стена. Кто же возрастил в тебе волчцы и терны? Так называет пророк Ассирийское войско, которое пришло и вторглось в достояние Господне. Вскоре дохну на него, и пожгу. Это изъяснил Сам Дух, говоря далее: будут народы сожжены, аки прах дробный (Ис. 27:9).

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 4-5 Негодования ли нет у Меня: кто даст Меня в волчцы и терны на войне? Пойду на него: подожгу его также. Или лучше удержу силу Мою? пусть заключит мир со мною, мир пусть заключит со Мною

По еврейскому тексту смысл такой: Неужели Я, всегда, дни и ночи, охранявший Свой виноградник, чтобы вепрь из леса не подрывал его, и чтобы звери не объедали (Пс. 79, 14), не имею негодования, и не умею поразить грешника, и воздать каждому по заслугам? Там, где Акила поставил волчцы и терны в еврейском написано samir и saith, что значит адамант и места полные терний. Посему говорит: Кто побудитъ Меня быть жестоким, преодолеть Свою милость, выступить безжалостным, с войною и сражением, чтобы пойти на виноградник, который Я прежде охранял, и выжечь оный, который Я ограждал Своею стеною? Не лучше ли, если сила Моя побудит Меня отложить гнев и милостию Евангелия спасти тех, которые не были спасены строгостию Закона? По еврейскому же тексту должно читать с усилением: Кто сделает Меня столь суровым и жестоким, (ибо это разумеется под тернистым местом и волчцами), чтобы Я преодолел природу Свою, чтобы Я как будто бы на войне вытоптал и выжег тот виноградник, который всегда охранял Своею заботливостию? Или лучше удержу силу Свою, которая, без сомнения, есть, Христос, и о которой читаем: Христос Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1:24), чтобы она заключила со Мною мирный договор и примирила мир? По LXX смысл тот, чтобы от лица Церкви мы разумели здесь следующее: Я город крепкий, город, окруженный многими врагами; напрасно я подавала руку помощи приятельнице своей синагоге, ибо ночью она будет пленена, и падет ея стена, и не будет ни одной и в противных сил, которая не овладела бы ею. Еще скажу: Какая мне польза охранять ту , которая имеет в себе солому, а не зерна, которая так невозделана, что полна терний и волчцев? Я желала спасти ее; но поелику она относится ко мне враждебно, то я удалилась от нея. И родившиеся во мне и от меня апостолы сказали: вам бе лепо первее глаголами слово Божье: а понеже отвергосте е, и недостойны творите сажи себе вечному животу, се обращаемся во языки (Деян. 13, 46). Посему Господь исполнит то, чем угрожал, чтобы все в ней горели, окруженные Римским огнем, или, по крайней мере, горели от пороков и грехов, чтобы не могли угасить раскаленных стрел диавола (Еф. 6:16). Ибо «все прелюбодеи,— как печь сердца их» (Ос. 7:4, 6). И прежде пребывавшие в ней, воскликнувши: город взят и сожжен,—оставят ее, и, примиряя мир с Богом, скажут: заключим мир с Ним, мир заключим с Ним, то есть, со Христом, всегда пиша в посланиях своих: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (1 Кор. 1:3). О них у этого самого пророка читаем: коль красны ноги благовествутщих мир (Ис. 32:7). Некоторые относят это место к церквам,— что хотя они охраняются Богом, но многие в них не приносят плодов, и потому сожигаются огнем благого Учителя (Ин. 2:17), чтобы они возопили и исповедали свое заблуждение, и потом заключили мир с Богом, чтобы справедливо называться сынами Иакова.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.

Лопухин А.П.

Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем

См. Толкование на Ис. 27:3