Толкование на Ис. 27:9

Свт. Кирилл Александрийский

Сего ради отъимется беззаконие Иаковле, и сие есть благословение его, егда отъиму грех его, егда положат все камение требищ сокрушено аки прах дробный, и не пребудут древеса их, и кумиры их будут посечени, аки дубрава далече

Вставив в средину своей речи обличение против тех, которые нечестиво поступали с святыми пророками, блаженный пророк опять возвращается к последованию мыслей и как бы от лица Бога говорит: сего ради отъимется беззаконие Иаковле. Сего ради – что это значит? поелику Он не будет убиваем, как сам убивал и не будет поражаем, как сам поражал, по причине свойственной Богу кротости, всегда побеждающей человеческие слабости и не посылающей наказаний, вполне соответствующих грехам живущих на земле, напротив всегда растворяющей гнев милосердием: то посему и говорит: отъимется беззаконие Иаковле, то есть покажет человеколюбие, снимет с него впоследствии вины его и избавит его от преступлений его; и сие есть благословение его, ибо Он обетовал Аврааму, говоря: во истину благословя благословлю тя, и умножая умножу тя (Евр. 6:14). Но божественный Авраам не был благословлен на самом деле и семя его не умножилось, когда потомки его подверглись соответственному грехам наказанию. Поелику же они, хотя не совершили ничего доброго, напротив дошли до крайнего нечестия, и сами обогащены были отпущением, то сохранилось и перешло к ним обетование благословения. Итак, егда, говорит, отъиму грех его, – таков будет образ благословения ему. Ясно указывает и время, когда и он будет свободен от преступлений. Когда, говорит, призванные чрез веру к познанию истинного Бога восстанут против древнего заблуждения: когда истребятся жертвенники и капища и множество идолов, когда предадут сожжению храмы, построенные бездушным идолам, когда посекут дерева их и вместе с сим рукотворенная как некоторый лес: когда-то Бог отпустит и самим Израильтянам их грехопадения. Об этом то, думаю, говорил светило божественное Павел: когда же исполнение языков внидет, тогда весь Израиль спасется (Рим. 11:25-26). Ибо совершенно сжечь храмы, уничтожить находящиеся при них дубравы и присоединить к этому разрушение и самых истуканов означает нечто иное, как обращение некогда заблуждавшихся и поклонявшихся делам рук своих к познанию истины, так что они проникнутся такою любовью к Богу, что наложат свои руки на то, чему некогда поклонялись и уничтожат богов из дерева, как некоторую дубраву.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 9-10 Сего ради отымется беззаконие Иаковле… егда положат все камение требищ сокрушено аки прах дробный. Отнимется беззаконие Иакова, когда все камни, из которых созидали Иудеи жертвенники тельцам и идолам своим, будут сокрушены и превращены в прах наподобие извести. Это сделал Езекия. Пророк, показывая, что за это Езекия получил великую награду, добавляет: ибо град огражденный будет опустошен. Этим обозначаются истребленные войско и город и царство Ассириян. Там будет пастись теленок, и там он будет… поядать злак его. Тельцом у пророка называется народ Иудейский, который выйдет и соберет добычу, пожатую и приуготовленную для него десницей Ангела.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Посему чрез это отпустится беззаконие дому Иакова, и полный плод будет тот, что отнимется грех его: ибо он положил все камни жертвенника, как камни, стертые в прах: не будут уже стоять дубравы и капища

Приводит причины, почему Иудеи, после того как прострут руки свои ко Господу, получат прощение, если захотят принести покаяние, так что исполнится молитва Спасителя: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят (Лк. 23:34). Потому, говорит, отпустится беззаконие дому Иакова и отнимется грех его, так что он, заслуживший проклятие словами: кровь Его на нас и на чадех наших (Мф. 27:25), заслужил благословение Божие,— отпустится потому, что чрез апостолов из племени Израилева во всей вселенной будет распространено Евангелие, и уничтожено идолопоклонство, и сокрушены до состояния праха жертвенники, сожжены дубравы, ниспровергнуты капища.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.

Лопухин А.П.

И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца

Чрез это. Могучее веяние ветра не только сокрушает все на своем пути, но в то же время очищает воздух страны от всяких вредных миазмов. Так и наказание Божие, обрушившееся на народ израильский (плен), благотворно должно было подействовать на нравственное состояние народа, удалив из него элементы упорства и непослушания закону Господа. Вследствие этого и грех или вина снимется с Израиля.

Когда все камни жертвенников он обратит в куски извести. Плоды освящения Израиля сосредоточены будут в исполнения первой заповеди закона Моисеева, воспрещающей идолослужение. Израиль сделает все камни своих идольских жертвенников совершенно негодными для того, чтобы служить материалом для новых идольских жертвенников. В Палестине камень большею частью известковой консистенции и потому может быть превращен в известь.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 27:1