Толкование на Ис. 28:17

Свт. Василий Великий

И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства

Судия хочет тебя помиловать и сделать участником Своих щедрот, но в том только случае, если найдет, что ты по совершении греха стал смирен, сокрушен, много плакал о лукавых своих делах, без стыда открыл сделанное тайно, просил братьев потрудиться с тобою о твоем уврачевании. Одним словом, если увидит, что ты достоин сожаления, то беззавистно подает Свою милостыню. Когда же видит в тебе сердце нераскаянное, ум гордый, который не верит будущему веку, не боится суда, тогда любовью судит тебя. Ибо так искусный и человеколюбивый врач прежде старается смягчить опухоль припарками и смягчающими средствами, но когда увидит, что опухоль не опадает, а затвердевает, тогда, отложив в сторону масло и смягчающие средства, употребляет, наконец, в дело острые орудия. Поэтому любит милостыню к раскаивающимся, но любит и суд над упорными. Подобное нечто говорит и Исаия о Боге: Поставлю суд мерилом и правду весами, - потому что Он и милость являет с судом, по достоинству каждого меря мерою, числом и весом.

Гомилии на Псалмы.

Свт. Григорий Богослов

И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства

Полюбомудрствуй о настоящем бедствии, о судах Божиих праведных, постигаем ли мы их, или не знаем великой бездны; о том, как у Господа, по слову святого Исаии, и милость на весах. Потому что благость Его не безрасчетна (хотя казалось такою начавшим ранее трудиться в винограднике и не приметившим неравенства в самом равенстве). Полюбомудрствуй о том, как гнев Божий, называемый чашей в руке Господа (Пс. 74:9) и чашею ярости испиваемой (Ис. 51:17), соразмеряется с грехами, потому что Господь, хотя у всех убавляет нечто из заслуженного ими наказания и нерастворенное вино гнева растворяет человеколюбием, впрочем, от строгости приклоняется на милость только для тех, которые вразумляются страхом, и от малой скорби приемлют и во чреве обращение и болят им, и рождают совершенный дух спасения, а блюдет и без остатка изливает дрожжи, то есть конечный гнев на тех, которые не исцеляются Его благостью, но еще ожесточаются, подобно тяжкосердному фараону, обременяющему горькими работами и соблюденному в показание силы Божией над нечестивыми.

На молчание отца.

Ст. Кирилл Александрийский

и положу суд в надежду, милость же Моя на мерилех

См. Толкование на Ис. 28:16

Ст. 17-19 И уповавшии вотще на лжу, яко не минет вас буря: и не отъимет от вас завета смертнаго, и надежда ваша, яже ко аду, не пребудет. Буря идущая аще найдет, будете ей в попрание. Егда мимоидет, возмет вас: яко по всяко утро преходити будет в день, и в нощи будет надежда зла

Я сказал, что когда святые пророки предвозвещали будущее Израильтянам и показывали им божественный гнев как бы уже наступающим, то сии, будучи надменны до чрезмерного безумия, рассуждали и говорили, что хотя это может быть и случится, но в отдаленном времени и не тотчас наступить исполнение предвозвещенного; пройдет время нашей жизни и после нас будут эти бедствия. Говоря и рассуждая так, они, казалось, как бы заключили союз с смертью и как бы возложили упование на ад. Посему-то и говорит им: уповавшии вотще на лжу, яко не минет вас буря, бойтесь, да не отъимет от вас завета смертнаго и надежда, яже ко аду, не пребудет. Ведает конечно, ведает сердца и утробы и силу движений души Творец всяческих, и если имеют такую надежду, то, говорит, ужели Тот, Кто ведает сокровенная ваша не уничтожит этот договор ваш с смертью? Каким же образом уничтожит? Когда настанет явление гнева, то есть буря, то не другой кто-либо после вас, но вы сами будите в попрание. И возьмет вас рано, рано, то есть, не в отдаленном времени, но как бы утром и завтра. Не будет совсем успокоения от бедствий; но во дни и в нощи будет надежда зла, то есть во всякое время вы будете изнуряемы ожиданием бедствий. Ибо когда Бог восхощет послать несчастия, то кто отвратит приближение беды? или кто воспротивится божественному гневу?

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства

И положу суд мерен, то есть отдам в руки Его праведный суд, чтобы судить верующих и неверующих. Это подобно сказанному: и суд весь даде Сынови (Ин. 5:27). И градом истребится убежище лжи, то есть Ассириян, на которых надеялись князья Иудины. И убежище потопят воды, то есть надежда их потонет в водах.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Прп. Максим Исповедник

И поставлю суд мерилом и правду весами

Если милость Божия измеряется, то, значит, она и ограничивается. Скорее должно предположить [следующее]: мы обладаем способностью видеть, слышать и обонять, но не можем воспринять весь воздух, весь свет и все звуки — иначе, пожалуй, нисколько не осталось другому — но каждому уделяется в соответствии с его способностью. Так же и милость Божия — одаривает прощением и благодатью судя по качеству расположения каждого [человека]: если кто-то полностью раскаялся, то прощается полностью, а если отчасти раскаялся, то отчасти и прощается. То же относится и к любящему.

Вопросы и затруднения.

Блж. Иероним Стридонский

И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства

См. Толкование на Ис. 28:16

Лопухин А.П.

И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства

См. Толкование на Ис. 28:16