Толкования на Ис. 29:14

Свт. Кирилл Александрийский

Сего ради се, Аз приложу, еже преселити люди сия, и преставлю я, и погублю премудрость премудрых и разум разумных сокрыю

Народ Иудейский, мне кажется, как бы переселяем был многоразличными способами. Так, он назывался наследием Бога, уделом Его и участком, но как бы переменился (в своем значении); ибо уже не назывался уделом Его, а сделался частью лисовом (Пс. 62:11) и отдался сатане и нечистым духам в пищу; удалился и от правомыслия в неискусен ум (Рим. 1:28), от славы в бесчестие, от силы в бессилие, от мудрости в крайнюю глупость. Погублю, говорит, премудрость премудрых, и разум разумных сокрыю. Премудрыми и велеумными казались книжники и фарисеи, слывшие за законоведов, но сокрыт был Богом и как бы сокращен разум премудрых, то есть закон или богодухновенное Писание.

Толкование на пророка Исаию.

Сщмч. Киприан Карфагенский

то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет

Если мудрый вместе с тем смирен и кроток - а мы не видим философов ни смиренными, ни кроткими, но, напротив, всегда много мечтающими о себе, и по тому самому, что много они думают о себе, негодными Богу, - то явно, что нет истинного терпения там, где существует непомерная дерзость притворной свободы и безответное тщеславие хвастливого и полуоткрытого сердца.

О благе терпения.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 14-16 Се, Аз приложу, еже разделити люди сия чудно, то есть отделю праведников от тех, которые чтут Меня из человекоугодия. И о таковых почитателях пророк добавляет: горе уклоняющимся от Господа, дела их …во тме… Не якоже ли брение в руках скудельника вменитеся. Этим обличает тех, которые далеки были от страха Божия и замышляли всякое лукавство, не делали же худого только боясь Езекии.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет

В продолжение многих лет, от юности до теперешнего возраста, я написал разные сочиненьица и всегда старался говорить слушателям то, чему всенародно учил в церкви, и не гонялся за приемами и доказательствами философскими, а старался довольствоваться апостольскою простотою, зная написанное: Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну (1 Кор. 1:19); и немощное Божие сильнее человеков (1 Кор. 1:25). Имея это в виду, я приглашаю противников, пусть разберут беспристрастно заброшенные бумажки и, если откроют что-нибудь в моих рассужденьицах погрешительное, пусть выведут на свет. Или эти рассужденьица окажутся добрыми, и я отвергну их клевету, или достойными порицания, и я сознаюсь в ошибке, желая лучше исправить погрешность в образе мыслей, чем упорствовать в ней.

Послания.


См. Толкование на Ис. 29:13

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая.

Блж. Августин

то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет

Возможно, Пелагий предположит, что имя Христа необходимо для того, чтобы посредством Его Евангелия мы научились, как нам надлежит жить, а вовсе не для того, чтобы оказала нам помощь Его благодать и благодаря этой помощи мы смогли бы жить хорошо. Но пусть хотя бы на основании этого он признает, что в душе человеческой имеется прискорбное помрачение, так что человек знает, как следует ему укрощать льва, однако не знает, как должен он жить. Неужели достаточно ему для того, чтобы узнать это, свободного решения и естественного закона? Это - та премудрость слова (1 Кор. 1:17), которая упраздняет Крест Христа. Но Бог сказал: Погублю мудрость мудрецов (1 Кор. 1:19), поскольку не может быть упразднен этот Крест. Несомненно, разрушается эта мудрость юродством проповеди, которым спасаются верующие. Ведь если естественной способности, заключенной в свободном решении, достаточно и для познания, как надлежит жить, и для добродетельной жизни, тогда Христос напрасно умер (Гал. 2:21), а значит соблазн креста прекратился (Гал. 5:11). Вы, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, не покорились праведности Божией. Ибо Христос есть конец закона (Рим. 10:3-4), и Он же - Спаситель порочной человеческой природы, к праведности всякого верующего в Него.

О природе и благодати.

Лопухин А.П.

то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет

См. Толкование на Ис. 29:13