Толкования на Ис. 29:20

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 20-21 Изчезе беззаконник, и погибе гордый, и потребишася вси беззаконнующии во злобе и творящии согрешати человеки во слове: всем же обличающым во вратех претыкание положат, понеже совратиша в неправдах праведнаго

Когда Израильтяне были изъяты и удалены от общения с Богом, хотя не всецело, ибо останок спасется, но слову пророка (Ис. 10:22), тогда, говорит, исчезе беззаконник и погибе гордый. Беззаконны они потому, что не соблюли самого закона, напротив обратились к учениям и заповедям человеческим; горды же очень и надменны страшно потому, что обесчестили Христа. Ибо они некогда говорили не сей ли есть тектонов сын (Мф. 13:55), его же мы знаем отца и матерь? Како убо глаголет сей, яко с небесе снидох (Ин. 6:42)? И опять: Авраам умре и пророцы, и ты глаголеши: аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во век. Кого себе сам ты твориши (Ин. 8:51-52,53)? И в иных случаях можно видеть их – книжников и фарисеев, говорящих весьма нечестивые слова: беса имать и неистов есть: что Его послушаете (Ин. 10:20)? Итак, потребишася беззаконствующии ради великой злобы и громадности присущего им развращения. Они же были и творящии согрешати человеки в слове: ибо, удаляя, как сказал я, подчиненный им народ от уважения к закону, они соблазняли ко греху тем, что убеждали соблюдать свое учение или свои заповеди и склоняли признавать их законом. И что еще нечестивее сего, они полагали претыкание обличающим во вратех. Ибо святые пророки, возвещавшие небесные и божественные словеса, обличали иногда израильтян и сие делали с дерзновением и не тайно, но как бы во вратех. Призванные же управлять подчиненным стадом и обязанные руководить ко всему полезному уклоняющихся от прямого и непорочного пути, они однако же учиняли препятствия этим полезным обличениям, называя пророков обманщиками и лжецами. Ибо их целью было – делами неправды извращать силу правды. Это, думаю, означает выражение: совратиша в неправдах праведнаго. Так например, если закон говорит: чти отца твоего и матерь твою, и: иже злословит отца, или матерь, смертию да умрет: то они учили детей говорить своим родителям: дар, имже бы от Мене пользовался еси, и если кто скажет это, тот может и не почтить отца своего, или мать свою; да позволено будет, говорят, не почитать отца или мать. За это именно и порицал их Христос, говоря: разористе заповедь Божию за предание ваше (Мф. 15:4-6).

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды

Изчезе попирающий, и погибе посмеятель, то есть царь Ассирийский, и потребишася вси поучающии неправде. Поучающие неправде суть те нечестивые Иудеи, которые вместе с Ассириянами понесли наказание.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды

См. Толкование на Ис. 29:17

Лопухин А.П.

потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды

См. Толкование на Ис. 29:17