Толкования на Ис. 29:22

Свт. Кирилл Александрийский

Ст.22-23 Сего ради тако глаголет Господь на дом Иаковль, егоже определи от Авраама: не ныне постыдится Иаков, ниже ныне лице свое изменит Израиль: но егда увидят чада их дела Моя, Мене ради освятят имя Мое и освятят Святаго Иаковля, и Бога Израилева убоятся

Пророческое слово всегда бдительно и предусматривает злобу навыкших к хулению. Ибо сказано: исчезе беззаконник, погибе гордый, потребишася беззаконствующии в злобе. Но поелику некоторые, вследствие великого невежества, могли думать, что Бог изрек лож, так как Израиль не совсем погиб, но, как я сказал, спасеся останок: то весьма кстати делает напоминание о надежде, соблюдаемой Израилю в последние времена века; и они призваны будут чрез веру во Христа и обратятся после язычников. Ибо когда, сказано, исполнение языков внидет: тогда весь Израиль спасется (Рим. 11:25-26). Итак, что же говорит? Сего ради тако глаголет Господь на дом Иаковль, егоже определи от Авраама; ибо Израиль был выделен из всех народов и род Авраама и Иакова считался как бы некоторым избранным уделом Бога. Но не ныне постыдятся, говорит, ниже ныне лице свое изменят, то есть, не тотчас после того, как нечествовали против Христа, они пришедши к познанию своих грехов постыдятся и перейдут к тому (к сознанию), что не должно им быть такими. Это, думаю, означает выражение: изменят лице. Но с течением времени, когда потомки их увидят дела Моя, то есть, когда они узрят призванною поднебесную всю и жителей всей земли уверовавших в Меня; когда увидят потрясенную силу диавола тем, что уничтожится оное исконное и мерзкое заблуждение и вместе с капищами сожжены будут идолы; тогда освятят имя Мое вместо: и они будут считать Меня Святым; освятят как истинно Святого Иаковля и Бога Израилева, и таким образом убоятся Меня; страх же Божий всегда есть путь ко спасению, как написано: страх Господень источник жизни (Притч. 14:27).

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет

Посему так говорит о доме Иакова Господь, сохранивый Авраама. Как спас Он Авраама от пяти царей, так спасет и сынов Иакова от Ассириян.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 22-24 Посему так говорит к дому Иакова Господь, искупивший Авраама: теперь не устыдится Иаков и лицо его теперь не покраснеет; но когда увидит, что дети его, творение рук Моих, среди него святят имя Мое, то будут святить Святаго Иаковлева и прославлять Бога Израилева, и блуждающие духом познают рассудительность и строптивые научатся закону

Когда услышат, говорит, глухие слова книги и глаза слепых прозрят, Ливан обратится в Кармил и Кармил будут считать лесом, так что кроткие и бедные будут радоваться о Господе и не будет гордого и посмевающегося; тогда устыдится Иаков, так как он теперь не стыдится. Указывает же на времена Исаии. И лицо его покраснеет, чтобы краснота и стыд послужили поводом ко спасению, в особенности когда увидят, что дети их, то есть апостолы и мужи апостольские, происходившие от иудеев, совершают добродетели среди народов Господних и проповедуют народам имя Христово и говорят: Отче наш, иже еси на небесех да святится имя Твое (Мф. 6:9).

Ибо они будут святить Святого, происшедшего от Иакова, и будут учить о Боге Израилевом среди народов, чтобы они, оставив идолов, сказали: каких ложных идолов имели отцы наши, и между ними нет такого, который ниспосылал бы дождь, и блуждающие теперь духом будут иметь тогда познание о Боге, и роптавшие некогда в пустыне против Господа научатся закону, которого прежде не знали. Ибо если бы они приняли Моисея, то приняли бы и Господа Иисуса Христа, потому что Моисей о Нем говорил.

Смысл переведенного нами в начале главы применительно к еврейскому: так говорит к дому Иакова Господь, искупивший некогда Авраама, выведший из Халдеи и введший в страну обетования (Быт. 11:31), ясно виден. Переведенное же Семидесатью: так говорит о дом Иакова Господь, отделивший его от Авраама, можно так понимать, что Он отделил книжников и фарисеев, хуливших Господа, от Авраама, который увидел день Господень и возрадовался (Ин. 8:56). Ибо если бы они были детьми Авраама, то делали бы дела Авраамовы. И апостол говорит, что те должны быть названы детьми Авраама, которые имеют веру, подобную Авраамовой, то есть языческие народы, которые не по делам, но по вере названы детьми Авраамовыми.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая.

Лопухин А.П.

Ст. 22-24 Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым. Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию

В заключение пророк возвещает лучшим элементам народа израильского спасение от Бога. Этот избранный остаток будет свято чтить имя Божие и будет обладать истинной мудростью.

Искупил Авраама, т. е. избавил его от влияний языческой, хотя и родственной, ему среды (Нав. 24:2, 14-15), выведши его из Месопотамии.

Иаков не будет в стыде, т. е. получит все, что ему было обещано от Бога (ср. Ис. 19:9; 20:5; 37:27).

Лице его более не побледнеет. У народов с бронзовым цветом лица смущение и стыд обозначались не краской, бросающейся в лицо, а именно бледностью.

Когда увидят у себя детей своих, дело рук Моих - правильнее перевести: «когда его (Израиля) дети (потомки) увидят Мое дело, которое Я совершу среди них».

Блуждающие духом - это не только иудеи, но и язычники (Еф. 4:18). Вообще это пророчество об обращении людей к Богу еще продолжает осуществляться и теперь (Рим 11-я гл. Ин. 9:5, 39).

Глава 29-я образует собою цельную поэму об унижении и возвышение Ариила или Иерусалима, Подлинность этой главы не вызывает никаких сколько-нибудь серьезных возражений,

Строфы поэмы у Condamin'a разделяются так:

1 строфа_1-4 ст. _(3, 2, 2)

2 строфа_5-8 ст. _(3, 2, 2)

2 строфа_9-10 ст. _(2, 2)

(Ст. 11-14 написаны прозою, а 15-16 Condamin относит к началу 30-й главы, по сходству в мыслях и конструкции с 1 -2 ст. 30-й главы).

1 строфа_17-21 ст. _(1, 2, 2)

2 строфа_22-24 ст. _(1, 2, 2)

Толковая Библия.