Толкования на Ис. 30:26

Свт. Иоанн Златоуст

И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы

Мы видим, на ком исполнилось это пророчество. Начнем с начала. Иудеи говорят: это еще не исполнилось, мы же показываем, что никто из иудеев не исцелен, но среди нас мы это обнаруживаем очень ясно: нам явился свет, не только в семь, а более, чем в тысячу раз, больший солнечного, в одно и то же время просвещены очи внутренние и внешние, всюду потекла живая вода, т.е. наставление учения Христова, исцелено наше сокрушение, обвязана рана. Итак, пусть они берегутся, не прельщаются и не отступают от истины, удаляясь в хладную и тщетную надежду. Иерусалим плачем восплакася: помилуй мя! Когда было это? Говорят: во время плена. А разве теперь они не в плаче или только в то время они погибали от мучений? «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали» (Пс.136:1). «Презриши идолы» (эти слова не имеют себе соответствия ни в одном тексте и древнем списке Св. Писания). Каких идолов? Когда они очистились от нечестия? Не имели ли эти великие слова совершиться с ними после возвращения? Разве Он не мог совершить обещанное? Но, как мы выше говорили, они были недостойны этого.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

И будет свет луны аки свет солнца, и свет солнечный будет седмерицею в той день, егда исцелит Господь сокрушение людий Своих и болезнь язвы твоея исцелит

Некоторые толкователи полагают, что мысль приведенных слов должно относить ко времени кончины века. Ибо тогда, говорят, при усилении света, и самые стихии будут способны освещать. Но мы найдем Священное Писание говорящим, что тогда солнце померкнет и луна не даст света своего (Мф. 24:29), спадут и звезды, якоже спадают листвие смоковницы (Ис. 34:4). Итак, отвергая такое понимание (означенных слов), мы напротив утверждаем следующее. Не говорит, что будет усиление света в стихиях; но луной скорее называет (людей) ходящих при лунном свете и освещенных как бы не настоящим и умеренным светом. К таким могут быть отнесены те, которые обыкли в жизни своей руководствоваться одним прирожденным нам по человеческой природе умом, но еще не получили просвещения свыше – каковы суть некоторые, еще не познавшие по естеству и истинно сущего Бога, но пребывающие как бы в ночи, имеющие, впрочем, слабое мерцание, которое Бог вложил в природу человеческую от самого устройства ее. Получившие же свет истинного боговедения пребывают не яко в нощи, имея малый и лунный свет, но яко во дни уже взирая на солнечный луч. А находясь яко во дни и как бы солнцем будучи освещаемы, они, благодаря своему ведению истинного Бога, получат сверх сего несравненно большее (седмерицею) освещение. Таковыми были некоторые законоведы, имевшие в душе своей как бы отражение солнечного луча, говорю, сообразно их ведению Творца всяческих и Господа. Ибо они слышали: слыши, Израилю, Господь Бог той, Господь един есть (Втор. 6:4); но они еще не имели точного понимания закона. Когда же воссиял Христос, когда познание у них начало преуспевать к лучшему и когда, наконец, закон стали созерцать духовно; тогда и присущий им свет солнечный будет как бы седмерицею (семикратным), ибо Бог всяческих и пребывает, и мыслится солнцем правды и Сам есть всяческая премудрость. Воссиял же Он Израильтянам чрез закон. Ибо как бы из мрака вывел их из исконного египетского заблуждения; внушал понимать и исповедовать, что Он един есть Бог всяческих и Господь. Но будет сие, говорит, егда исцелит Господь сокрушение людей Своих и болезнь язвы твоея исцелит. Нас, сокрушенных и одержимых болезнию язвы (ибо страх наказания угрожал Иудеям и Эллинам), исцелит Христос. Мы были, некоторым образом, лишены ума и имели бессильную и неспособную к делам правды душу, но не остались в таком состоянии; ибо Бог всяческих даровал нам исцеление, соделал нас свободными от исконной болезни, вполне способными на все богоугодное и оправданными верою во Христа, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков, аминь.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы

В тот день истреблением Ассириян изцелит Господь сокрушение людий Своих, сынов Иудиных. Это же можно отнести и к Господу нашему. Слова: в день оный, егда погибнут мнози, - исполнились в сокрушении Иерусалима, сатаны и смерти, представленных в образе столпов. От апостолов и через них во все края вселенной потекли потоки радостного благовестия. Усугубился свет…, то есть не чувственный свет солнца видимого, который при страдании Иисуса Христа прелагался во тьму, но духовный свет ведения, представленный в образе небесных светил. И этот свет рассеял духовный мрак, лежавший на сердцах язычников.

См. так же Толкование на Ис. 30:25

Толкование на книгу пророка Исаии.

Прп. Иоанн Кассиан

И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1:31). Итак, существующее в настоящем веке признается не только просто хорошим, но с прибавлением - весьма хорошим. И действительно, для нас, пребывающих в этом мире, все приспособлено к употреблению в жизни или к врачеванию тела, или к какой-нибудь неведомой для нас пользе, или, по крайней мере, в том для нас хорошо, что дает нам возможность усматривать невидимое совершенство Бога, вечную силу Его и божество, видимое от создания мира через рассматривание творений, созерцать Его в такой громаде мира, в таком порядке устроенного, и из всего того, что в нем существует. Впрочем, все это не удержит за собою имени блага, если будет сравнено с будущим веком, где нет никакого изменения благ, никакого расстройства в истинном блаженстве, которого бы расстройства надо было бы опасаться. Блаженство этого мира так описывается: Свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней. Итак, это великое, преславное для автора и дивное, если будет сравнено с будущими обетованиями веры, окажется суетою.

Собеседования.

Блж. Иероним Стридонский

И будет свет луны, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, в который Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит язву раны его

Удивляюсь, каким образом в настоящем месте еврейские слова lаbana и hamma, которые Акила переводит белая и жар и которые означают луну и солнце, выше теже LXX перевели кирпич и стена, в том месте, где написано: и покраснеет луна и устыдится солнце, вместо чего они перевели: размякнет кирпич и упадет стена (Ис. 24:23), а теперь они же, следуя еврейскому, перевели луна и солнце. Поэтому у меня является подозрение, что первоначально не они сделали ошибку, а были искажены постепенно по вине переписчиков. Ибо не может быть, чтобы выше допустили погрешность те, которые в настоящем месте перевели те же самые слова правильно.

Итак в день истребления многих, когда падут превозносящиеся и гордые, а те, которые полагали на небо уста свои, познают, что они-земля, будет свет луны, как свет солнца: когда даст Господь небо новое и землю новую и прейдет образ мира сего, так что луна и солнце получат награду за труд и путь свой. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, так как и сама тварь освободится от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8:19, 21), хотя некоторые, разумея под оными орудия света, утверждают, что они лишены чувства. Таким образом луна получит свет солнца. И нет ничего удивительного в таком мнении о весьма светлой стихии, которой дано управление ночью, когда о святых также написано: праведницы просветятся яко солнце (Мф. 13:43).

И солнце получит всемеро больший свет, как был свет семи дней, когда вначале был сотворен мир (хотя семь дней Семьдесят не перевели), когда Господь обвяжет рану народа Своего или исцелит сокрушение народа Своего, когда исполнится оное написанное: «удалится скорбь и печаль и воздыхание» (Ис. 30:10): когда, по вступлении полного числа язычников, спасется весь Израиль или когда наступит отмщение за тех, души которых под жертвенником взывают: доколе не мстиши крове нашей от живущих на земле (Откр. 6:10). И это прийми во внимание, что не сказал — «когда исцелит сокрушение народа Своего Израилева или Иаковлева», но просто: «народа Своего», чтобы означить всех, служащих Богу.

Некоторые относят это место и все, заключающееся в этом отделе обетований, к небесному Иерусалиму и к обращению обитающих в нем, когда исполнится оное написанное: небо и земля мимоидет (Мф. 24:35). Другие относят это ко временам Илии и говорят, что это тоже самое, о чем выше было написано: и будут глаза твой видеть наставника твоего и уши твои слышать слово сзади говорящаго (Ис.30:20-21): тогда с гор и холмов, сообразно с баснословиями поэтов о золотом веке Сатурна, потекут ручьи молока и с листьев древесных будет капать самый чистый мед. Принимающие это, приймут также, согласно с иудейским заблуждением, баснословие о тысячелетнем земном царстве Спасителя, не понимая того, что откровение Иоанна под оболочкою буквы содержит сокровенные таинства Церкви.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая.

Беда Достопочтенный

И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы

Впрочем, когда пройдет день суда и воссияет слава будущей жизни, когда будет новое небо и новая земля, тогда произойдет то, о чем говорит тот же пророк в другом месте: И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней.

Изложение Евангелия от Марка.

Лопухин А.П.

И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы

См. Толкование на Ис. 30:23