Толкования на Ис. 30:30

Прп. Ефрем Сирин

И возгремит Господь величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде

И слышану сотворит Господь славу гласа Своего, соделав спасение народа Своего. И ярость мышцы Своея покажет на царе Ассирийском. С яростию и гневом, и со пламенем… с дождем и градом. Под этими образами представлена брань с Ассириянами.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 30-33 И даст Господь слышать славу голоса Своего и страшную мышщу Свою явит в грозном гневе и в пламени огня поедающего: поразит вихрем и каменным градом. От гласа Господня затрепещет Ассур, пораженный жезлом, и будет прохождение жезла укрепленное: Господь даст остановиться ему над ним, с тимпанами и цитрами и в великих войнах покорит их. Ибо издавна приготовлен тофет , он приготовлен царем, глубокий и широкий, пища его — огонь и много дров: дуновение Господа, как поток серы, зажжет его

Пробегая кратко, я мог применительно к еврейскому объяснять читателям то, что мне представлялось нужным. Но что я буду делать с рвением тех, которые признали бы мой труд незаконченным, если бы я не стал объяснять и издания LXX толковников? Итак последую начатому порядку изъяснения. Глас Господень и заповедь будут известны всем и сила мышцы Его всем откроется: когда настанет время воздаяния, то обнаружится в великом пламени, вихре и граде и в тяжести камней. Об этом, как мы сказали, Иезекииль подробно пишет в пророчестве на Гога и Магога (Иез. гл. 38-39). При гласе повеления Его затрепещет Ассур, пораженный жезлом. Всякий нечестивый, всякий подражающий народу враждебному: не в том смысле, что в день суда будет поражен один Ассур, но чтобы мы под Ассуром разумели диавола.

Затем следует: И будет прохождение жезла укрепленное: Господь даст остановиться ему над ним. Смысл же такой: поразив его жезлом, он не ослабит его опять и, по обычаю биющих, не прекратит ударов: но сделает то, что он, как бы укрепленный и утвержденный посредством глубокого корня постоянно будет наказывать его. А если это так понимается; то когда будет покаяние диавола, тем более что грешникам говорится: идите во огнь вечный, уготованный Богом диаволу и ангелам его (Мф. 25:41)?

С тимпанами и цитрами и в великих войнах покорит их, то есть Господь при радости всех победит демонов и всех нечестивых, ибо издавна и в минувшее время приготовлен царем Господом, тофет, то есть широкая и обширная геенна, которая будет пожигать их вечным огнем. Пищею его и предметом возжигающим служит огонь и много дров, то есть пламень вечный и наказания грешников. А так как пророческая речь предрекала как бы об очаге и печи огненной, то она удерживает метафору, чтобы мы знали, что она воспламеняется дуновением, дыханием и волею Божиею, вследствие смешения с серою, которая зажигает пламя, чтобы сделать мучения более сильными. За тем то, что говорится по LXX: по гласу Господа будут побеждены ассирияне посредством язвы, которая поразит их, и сами окружающие, от которых он надеялся на помощь и на которых полагался, с тимпанами и цитрамы будут воевать против него, вследствие перемены, означает то, что против диавола возстанут те, которые некогда были его подданными, и с радостию и веселием будут воевать против него вследствие внезапной перемены, когда, поняв свое заблуждение, низвергнут того, кем были обольщены. К нему же говорится, что сам он от начала заблуждался, считая вечным свое царство, для которого приготовлена геенна и вечные наказания.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга десятая.

Лопухин А.П.

Ст. 30-33 И возгремит Господь величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде. Ибо от гласа Господа содрогнется Ассур, жезлом поражаемый. И всякое движение определенного ему жезла, который Господь направит на него, будет с тимпанами и цитрами, и Он пойдет против него войною опустошительною. Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его

Изобразив в 27-28 ст. приближение грозного Судии, пророк с 30 ст. начинает изображать самое совершение суда.

Возгремит Господь. Здесь пророк, очевидно, говорит о громе, который обычно принято было считать голосом Божиим (1 Цар. 12:18; Иов. 26:14).

От гласа Господа. Здесь, по-видимому, пророк представляет себе Всевышнего, как могучего воина, испускающего военный крик при нападении на врага (Иоил. 3:16; Ам. 1:2).

Жезлом поражаемый. Как видно из дальнейшего, удары жезла Божия будут смертельны для Ассура.

С тимпанами и цитрами. Евреи во время казни, совершаемой над их врагами ассирийцами, будут играть на музыкальных инструментах, прославляя Великого Судию.

Тофет. Так называлась долина сынов Гинномовых близ Иерусалима, где сожигалась всякая падаль (Толк. Библия т. 2-й, с. 533). Но здесь пророк берет это имя как нарицательное - для обозначения места сожжения трупов вообще (на это, может быть, и указывает и форма этого имени у пророка - tophteh). Царь ассирийский устроил для себя сам костер в Ниневии, когда уже не было возможности спастись от врагов, и сгорел на нем вместе со своими женами и детьми.

Как поток серы. Этими словами пророк указывает на то, что костер сразу загорится, как будто его весь облили серою.

Глава 30-я заключает в себе цельную поэму, направленную против союза с Египтом. Строфы ее распределяются так:

1 строфа 29 гл. _15-16 а. ст. _(3, 2, 2)

1 строфа 30 гл. _1-2 ст. _(3, 2, 2)

2 строфа 30 гл. _3-7 ст. _(3, 2, 2)

3 строфа 30 гл. _8-11 ст. _(2, 2, 2, 2)

1 строфа 30 гл. _12-14 ст. _(3, 2, 2)

2 строфа 30 гл. _15-17 ст. _(3, 2, 2)

3 строфа 30 гл. _18-19 ст. _(2, 2)

1 строфа 30 гл. _20-22 ст. _(3, 2)

2 строфа 30 гл. _23-24 ст. _(2, 3)

3 строфа 30 гл. _25-26 ст. _(2, 2)

1 строфа 30 гл. _27-29 ст. _(2, 2, 3)

2 строфа 30 гл. _30-33 ст. _(2, 2, 3)

Толковая Библия.