Толкования на Ис. 33:5

Свт. Иоанн Златоуст

Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою

Почему говорится: «в вышних»? Не только там, но и в возвышенных душах, потому что «уста праведного пасут многих» (Притч.10:21), и поклоняющимся Ему «в духе и истине» (Ин.4:24). Высок тот, кто далек от земли и земных вещей: недостаточно, чтобы он находился от земных вещей на малом расстоянии, но – на таком, на каком мертвые – от живых. Если ты отступишь мало, то это тоже, как будто ты находишься вблизи, и ты бываешь тотчас уловляем. «Держи дальше, – говорится, – от нее путь твой» (Притч.5:8). Поистине велико расстояние между пользой и вредом: хотя ты и грешишь, ты не тотчас падешь в яму, напротив, восстанешь более сильным и потом всегда будешь осторожным. «Он наполнит Сион судом и правдою», потому что решение совершится по праведному суду Божию.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 5-6 Свят Бог живый в вышних, наполнися Сион суда и правды. В законе предадятся, в сокровищих спасение наше, тамо премудрость и хитрость и благочестие к Господеви: сия суть сокровища правды

Опять возглашают святые и подобающими славословиями поспешают почтить Спасителя всех Бога, живущего в вышних, очевидно или на небесах, или в разумных созданиях, высота которых состоит в духовном величии многовидной добродетели, итак славословят Бога, с изумлением созерцая Сион, то есть, взирая на церковь Христову, исполненную суда и правды. Земной Иерусалим лишен столь светлой славы, так как не принял явившейся от Бога и Отца правды, то есть, Христа. Церковь же из язычников, мысленный и истиннейший Сион соделался полным суда и правды. Суд здесь означает правосудие во всяком деле, потому что святым свойственно жить разумно и законно и услаждаться евангельским откровением.

За тем они дивятся тому, что Израильтяне, хотя имели закон, данный от Бога в помощь им, однако погибли чрез него. Ибо они, как пишет блаженный Павел, отвергая Божию правду, и свою правду ищуще поставити, правде Божией не повинушася. Кончина бо закона Христос, в правду всякому верующему (Рим.10:3,4). Закон положен был в тенях до времене исправления (Евр. 9:10); когда же воссияла новая проповедь и введена истина, тогда подобало, без сомнения, упраздниться прообразам и теням сделаться недейственными. Но упорный Израиль, хотя и желал быть согласным с законом, оставаясь при заповедях Моисеевых, и думая чрез это быт благочестивым, однако предан врагам, так как не подобало столь продолжительною непокорностью бесчестить истину.

Таким образом, они в законе предадятся. Для нас же, уверовавших из язычников, и закон, древле изглаголанный чрез Ангелов, при посредничестве Моисея, оказался сокровищем спасения. Ибо тамо, то есть, в нем премудрость и хитрость и благочестие к Господеви. Закон Моисеев громко провозгласил таинство Христово, и тщательно углубляясь в Писание умом своим, мы найдем там как бы в тенях указание на евангельское устроение жизни. Так и Спаситель говорил народу Иудейскому: аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне, о Мне бо той писа (Ин. 5:46), итак закон есть сокровищница правды для тех, которые не внемлют сени, но созерцают чрез нее и стараются исследовать красоту самой истины.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою

См. Толкование на Ис. 33:4

Блж. Иероним Стридонский

Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою

См. Толкование на Ис. 33:2

Лопухин А.П.

Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою

См. Толкование на Ис. 33:2