Толкования на Ис. 33:10

Свт. Иоанн Златоуст

Ныне Я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь

См. Толкование на Ис. 33:8

Свт. Кирилл Александрийский

Ст.10-12 Ныне воскресну, глаголет Господь, ныне прославлюся, ныне вознесуся. Ныне узрите, ныне ощутите, тщетна будет крепость духа вашего: огнь вы пояст. И будут языцы пожжени, аки терние на ниве разметано и пожжено

Единородное Слово Бога, будучи во образе и равенстве Бога и Отца, как рожденное от Него по естеству и неизреченно, уничижило Себя, приняв образ раба и явившись в виде человеческом смирило Себя, быв послушным даже до смерти, смерти же крестной (Фил. 2:8). Когда же, претерпев крест за жизнь всех, Оно ожило опять как Бог: тогда, именно тогда положило Оно подобающее наказание тем, которые дошли до такой степени нечестия, что не только не покорились Ему, хотя Оно и призывало их к жизни, но даже дерзнули подвергнуть Его оскорблениям, мучениям и самой смерти, ибо злые зле погибли (Мф. 21:41). Когда города у них подверглись сожжению и земля до конца опустошена была тогда-то именно начали замечать они славу Пострадавшего и, подвергшись столь ужасным и неизбежным бедствиям, едва только узнали, что не против одного из пророков безбожно учинено ими нечестие, но против самого Спасителя всех и Искупителя.

Как бы в показание имеющего вскоре обрушиться на них Божественного гнева говорит: ныне воскресну, глаголет Господь. Ибо долготерпев зло, как Бог, прежде честного креста, Он уже после страданий на нем едва не восстает против врагов. Прославлен же и вознесен, предав на погибель тех, которые во всем противоборствовали ему, а язычников призвав чрез веру и просветив мысленным и Божественным светом древле находившихся во тьме и имевших в уме и сердце мрак неведения. Итак ныне прославлюся, ныне узрите, ныне ощутите: ибо тщетна будет крепость духа вашего, то есть, обратится в ничто, так как Я окружу вас, хотя бы вы того и не хотели, и будете пищей огня, подобно тому, как терние на ниве пожжено и разметаемо. Истреблены, как я сказал, едва не всепожирающим пламенем те, кои подпали движениям Божественного гнева, яко, по словам блаженного Моисея, Бог наш огнь потребляяй есть (Втор. 4:24;; сн. Евр. 12:29).

Толкование на пророка Исаию.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ныне Я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь

Кто, Господи, может из смертных снести гневное явление Твое! Ты Владыка всего, Ты всемогущ, а мы – твари Твои; Тебе стоит только отнять дух наш – и мы исчезнем и в персть свою возвратимся. Представьте на поле терние, разметанное во все стороны и сожженное огнем. На место терния поставьте людей, а на место поля – известную страну или известное государство. Так праведный и всемогущий Господь наказывает нечестивых народов: Он разметывает и сожигает их, как негодную траву.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Ныне Я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь

См. Толкование на Ис. 33:7

Лопухин А.П.

Ст. 10-12 Ныне Я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь. Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше - огонь, который пожрет вас. И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне

Но теперь-то именно, когда надежда на человеческую помощь пропала у иудеев, Сам Господь выступает на защиту Своего народа и возвещает ассирийцам разрушение всех их планов и - погибель. Планы их, все их расчеты и намерения - бессильны, хрупки, как сено и солома.

Ваше дыхание - точнее: ваша свирепость.

Сожжет, т. е. повредит, погубит.

Народы, т. е. разные народы, входившие в состав ассирийской армии.

Как горящая известь. Раз известка загорелась, ее почти невозможно потушить.

Как срубленный терновник. Точно так же и подожженный костер из терновника потушить невозможно - так быстро огонь пожирает такой сухой материал!

См. также Толкование на Ис. 33:1

Толковая Библия.