Толкования на Ис. 33:15

Свт. Иоанн Златоуст

Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла

«Тот, кто ходит в правде (во Христе), и говорит истину». Много есть таких, которые ходят сообразно с правом, не потому, что любят право, а ради страха Божия. Не так поступает праведник: он ненавидит «корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла». Он (праведник) называет неправду злом, о котором не желает и слышать: такова и есть добродетель. «Праведник ненавидит ложное слово» (Притч.13:5). Для него как бы невозможно видеть и слышать зло.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Григорий Двоеслов

Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла

Но есть некоторые люди, которые хотя и не получают денежного вознаграждения благодаря власти, однако щедро раздают священные звания за человеческие милости, а также ищут за эту щедрость только воздания в виде похвалы. Конечно, они не воздают милостями за то, что получено милостями, потому что за неизмеримый долг святости желают денег одобрения. Поэтому хорошо говорит пророк, когда описывает доброго мужа: кто удерживает руки свои от всякого дара. Ведь не говорит: Кто удерживает руки свои от взяток, но добавляет «от всяких», потому что один дар от повиновения [имеющему власть], другой - от руки, третий - от языка. Дар от повиновения, конечно, - подчинение неправильное и чрезмерное, дар от руки - деньги, дар от языка - одобрение. Следовательно, кто распределяет священные звания, тот удерживает руки от всякой взятки, когда в божественных делах не только никаких денег, но даже человеческой благодарности не ищет.

Сорок гомилий на Евангелия.


Следует также знать, что сам обман тремя способами скрепляется, потому что за него, без сомнения, ожидается или молчаливая благодарность сердца человеческого, или одобрительное отношение, или какое-нибудь внешнее дело. Против которого правильно говорится через пророка о справедливом муже: Блажен, кто удерживает руки свои от всякой взятки. Но справедливый человек также от всякой взятки от руки дающей удерживается, потому что ищет в том, что правильно делает, не пустой похвалы человеческого сердца, и не похвалы уст, и не получения даров из рук.

Нравственные размышления на Книгу Иова.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 15-19 Ходяй в правде, глаголяй правый путь, ненавидяй беззакония и неправды и руце оттрясаяй от даров: отягчаваяй ушы, да не услышит суда крове: смежаяй очи, да не узрит неправды, сей вселится в высоце пещере камене крепкаго: хлеб ему дастся, и вода его верна. Царя со славою узрите, и очи ваши узрят землю издалеча, душа ваша поучится страху Господню: где суть книгочии? где суть совещавающии? где есть исчитаяй питаемыя малы и велики люди? имже не совещаше, ниже ведяше глубокий глас имущаго, яко не слышати людем уничтоженым, и несть слышащему смысла

Весьма ясно показал пророк, что некоторые одержимые нечестием против Христа сойдут во ад для наказания и подвергнутся неугасимому пламени. Теперь же благополезно присоединяет и ставит на вид: кто суть те, которые должны получить жизнь вечную и в свое время будут изобиловать от Него дарованиями, очевидно Божественными и духовными? Ходяй, говорит, в правде, то есть, чтущий дела справедливости и подвизающийся в жизни изрядной; глаголяй правый путь, то есть, на устах имеющий все то, что ведет к правоте; ненавидяй неправды и всякий кто стоит выше любостяжания, враг взимания подарков; отклоняющий слух свой от суда крови, отвращающий также и очи от того, чтобы не увидеть что либо неправедное: сей вселится в высоце пещере камене крепкаго, так как в безопасности, говорит, будет и имея жилище как бы на скале, найдет непоколебимое пребывание во всем вожделенном.

Вероятно также, что в этих словах скалою именуется и Господь наш Иисус Христос, в Котором как бы некая пещера умопредставляется Церковь, имеющая безопасное и непоколебимое пребывание в благосостоянии. Ибо ты еси Петр, говорит спаситель, и на сем камне созижду (осную) Церковь мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18). Обитающему, говорит, в таковой скале дастся хлеб и вода верна дарована будет, так как живущим в Церкви подается от Бога и Отца хлеб жизни Христос (Ин. 6:35), а равно и вода верна, очевидно святого крещения, являющая верными и твердыми тех, которые удостоены его; (ибо благодать святого крещения подается очищенным чрез святое крещение). Приявшие же Царя со славою узрите, говорит, то есть Христа. Увидите также и землю издалеча, как еще не видевшие земли, о которой говорит спаситель: блажени кротцыи: яко тии наследят землю (Мф. 5:5). Очами ума мы уже созерцаем ее как бы находящеюся вдали и этим навыкаем поучаться страху Божию, дабы нам быть в ней и, исполненным дарований чрез Христа, вместе с прочими святыми славословить Его.

Изложив ясно награды для тех, которые решились жить благочестиво, опять переходит к возвещению печального, справедливо порицая учителей Иудейских за то, что они, по своему неразумию, лишились возможности благоденствовать посредством благодати свыше и, прияв веру, иметь боголюбивое упражнение в добродетели. Но они, несчастные, этого не делали, а напротив, многообразно уличаемы были как впавшие в состояние наипостыднейшее. Ибо, хотя они имели обыкновение постоянно говорить о законе и тщательно занимались изречениями святых пророков, чтобы таким образом познать явившегося к ним в человеческом образе Бога Слово, воссиявшего живущим на земле, однако не познали Его, или быть может и уразумев таинство, они, жестокие, восстали на Него. Узнав Сына, посланного от Бога и Отца после слуг, они говорили: сей есть наследник: приидите убием его, и удержим себе достояние его (Мф. 21:38). И подлинно, что касается цели их нападений на Христа, они убили Его (хотя Он и не был удержан вратами ада), возбудив против Него находившийся под властью их народ, который вопил против Него, говоря Пилату: возми возми, распни Его (Ин. 19:15).

И по сей причине, как повинные в самом крайнем нечестии и обремененные преступлением убийства Господа, они соделались чужды надежды на Христа, лишились близости к Богу и впали в неотвратимые бедствия. Посему говорит к ним: где суть книгочии? вместо: в каких оказались они бедствиях? Книгочиями же называет книжников. Где суть совещавающии? А эти кто? Это – назначенные для священнодействия, о которых закон Моисеев говорит: понеже устне иереовы сохранят суд, и закона взыщут от уст его (Мал.2:7). Ибо наставлениями священников руководствуется находящийся под их властью народ. Итак где суть совещавающии? где есть исчитаяй питаемыя (собираемые) малы и велики люди? Здесь у меня опять усматривай указание на книжников и священников или фарисеев, которые собрали против Христа находившийся под их властью народ. Они сделали сбор людей малых и великих, которые, окружив Пилатово жилище, требовали отпустить им убийцу Варавву и распять совершенно ни в чем предосудительном не изобличенного, разумею Христа, ибо Он греха не сотвори (1Пет.2:22).

О сем упоминают Матфей и Марк, блаженные Евангелисты. Когда Пилат говорил, что на праздник им скорее подобает отпустить Иисуса, ни в чем не согрешившего, то архиерее и старцы, как говорит Матфей, наустиша народы, да испросят Варавву, Иисуса же погубят (Мф. 27:20). Это же самое и Марк, как я сказал, весьма ясно говорит (Мк. 15:11). Итак где исчитаяй питаемые (собираемые) малы и велики люди, имже не совещаше, ниже ведяше глубокий глас имущаго, яко не слышати людем уничтоженным, и несть слышащему смысла? Весьма трудно сочетание слов в этом изречении и неудобосозердаем заключающийся в них смысл. Скажу, сколько возможно. Где, говорит, исчитаяй собираемые малы и велики люди, каковым людям не совещали? Большая часть народа, как видно, не знала, что Христос, против Которого они вопили, есть Сын Божий, а делала сие скорее потому, что знавшие, то есть вожди, не советовали им принимать веру в Него. Народ, сказано, не ведяше глубокий глас имущего, то есть Христа.

Имеющим глубокий глас именует Его потому, что словеса Его сокровенны и как бы в загадках и притчах. Так и чрез лиру Псалмопевца Он вводится говорящим следующее: отверзу в притчах уста моя, отрыгну сокровенная от сложения мира (Пс. 77:2; Мф. 13:35). И с Иудеями Он говорил в притчах. Итак не советовали народу, говорит, но ниже ведяше глубокий глас имущего. Не советовали же, яко не слышати людем уничтоженным; потому что если бы и советовали, то не услышал бы народ уничиженный. Напротив, блаженны те, кои познали Искупителя. Но не было, говорит, слышащему смысла; ибо, будучи несмысленны, Иудеи не испытывали слова вождей своих и не разбирали, советуют ли они полезное, или делают противоположное.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Исидор Севильский

Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла

Принимать дары - значит уклоняться от истины. Поэтому справедливо говорится: «Кто удерживает руки от всяких даров, тот живет в горней обители».

Сентенции.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 15-16 Если только Езекия, ходяй в правде, глаголяй правый путь… хлеб ему дастся, и вода его верна. За искреннее благочестие и правоту нравов Езекию благословил Бог земными плодами и неоскудевающим обилием вод.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла

См. Толкование на Ис. 33:13

Лопухин А.П.

Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла

См. Толкование на Ис. 3:14