Толкование на Ис. 37:33

Свт. Иоанн Златоуст

Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: «не войдет он в этот город и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала

Смотри на гордость неприятеля и на победу царя без пролития крови, сообразно тому, что предсказал пророк: «Падут подле тебя тысяча» (Пс.90:7), а ты только будешь видеть поражение неприятелей.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 33-35 Сего ради тако глаголет Господь на царя Ассирийска: не внидет в сей град, ниже пустит нань стрелу, ниже возложит нань щита, ниже оградит окрест его ограждения, но путем, имже прииде, темже возвратится. Сия глаголет Господь: защищу град сей, еже спасти его Мене ради, и ради Давида раба Моего.

(Здесь) некоторым образом выражает смысл всего вышесказанного и в немногих словах уясняет окончательный исход этого события. Ибо, говорит, не предпримет войны, но прежде сражения, прежде чем потрясать оружием, прежде чем натянуть лук и пустить стрелу, прежде чем возложит щит, прежде чем окружить его оградою, он возвратится в землю свою и убежит, говорит, домой. Надобно знать, что в сих словах под оградою разумеет множество вбитых в землю во рвах и заостренных кольев, дабы никто из упавших не мог спастись.

Предупреждает превозношение тех, которые спасены милосердием Божиим и не позволяет высоко думать о себе жителям святого города. Ибо им весьма естественно было думать и говорить, что они почтены Богом за их добрую жизнь и за духовную красоту присущей им праведности. Итак, он спасает как Бог, но заботится о пользе спасенных, не допуская им увлекаться волнами гордости. Посему говорит: защищу град, то есть святой; но оказывает такое благодеяние не ради живших в нем тогда, не ради кого бы то ни было, когда либо жившего в нем, но ради Себя и ради Давида, которого Он называет рабом своим. Ради Себя, потому что Он милостив и сострадателен и потому что тех, которые поносили божественную славу Его, надлежит подвергнуть вполне справедливому наказанию за это. Ради Давида, потому что в память святых Он часто дарует их потомкам прощение грехов, которые они некогда совершили.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 33-35 Посему так говорит Господь о царе ассирийском: не войдет он в город этот и не бросит туда стрелы и не приступит к нему со щитом и не насыплет вала вокруг его. Он возвратится по той же дороге, по какой пришел, и не войдет в город сей, говорит Господь: Я буду охранять город этот и спасу его ради Меня и ради Давида, раба Моего

Он возвращается к предмету своей речи и после надежды на будущее устраняет настоящий страх. Ибо не столь велика была радость о том, что, как Он обещал, должно было наступить после долгого времени, как забота об угрожающем. А что Он говорит, что ассириянин уйдет, и не поднимет щита против Иерусалима, и не будет пускать стрелы и что город не будет окружен укреплениями и валом, и неприятель возвратится тою же дорогою, какою пришел, и освободится город от теперешней осады, и наконец присовокупляет: ради Меня и ради Давида, раба Моего: то это означает, что они спасутся не вследствие своих заслуг, но вследствие милосердия Божия или скорее памяти о Давиде, отце их. Чрез это им напоминается и об их небрежности, и об его вере и правде, ибо Бог так любит правду, что охраняет даже потомков святых людей, не за их заслуги, но за добродетели предков.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая.

Лопухин А.П.

Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: не войдет он в этот город и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала

Объяснение см. в Толковой Библии т. 2-й, 4 Цар. 18:13-20:19.