Толкование на Ис. 40:5

Свт. Иоанн Златоуст

и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это

Слава Господня являлась всегда, но слава Божия наиболее явилась тогда, когда Бог принял природу человека и установил ангельское житие на земле, когда Он перенес в воспринятом теле столь много мучений. «И узрит всякая плоть спасение Божие», а не какого-либо человека, так как все, которые взирали на Него, видели спасение Его. Хотя не все уверовали, однако все видели, – иные верою, иные слухом, а впоследствии все увидят. Так как пророк говорил о великом, то прибавляет и то, что давало веру его словам, так, чтобы уверовали все, говоря: «ибо уста Господни изрекли это». Когда сам Господь будет держать речь, никто не будет неверующим, потому что слово Его есть творец природы и строитель новых вещей. А потому не спрашивай у Него о каком-либо праве. Как я прежде утверждал (по поводу того), что некоторые между языческими философами говорили нечто таковое, так скажу и теперь: когда говорит Бог, не исследуй более. Рабы, слыша слова своих господ, не спрашивают более, не осмеливаются давать вопросы или отвечать, а только исполняют их приказания. Точно также и ты, слыша, что говорил Бог, не испытывай более.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

И явится слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие, яко Господь глагола

См. Толкование на Ис. 40:1

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это

См. Толкование на Ис. 40:3

Блж. Иероним Стридонский

и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это

См. Толкование на Ис. 40:3

Лопухин А.П.

и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это

И явится слава Господня… Когда путь будет приготовлен и все препятствии устранены, тогда наступит и самое откровение славы и величия Господа. «Слава Господня являлась всегда», - справедливо замечает святой Иоанн Златоуст, давая тем самым основание видеть ближайшее историческое исполнение данного пророчественного утешения в факте избавления евреев из вавилонского плена. «Но слава Божия наиболее явилась тогда, - продолжает Иоанн Златоуст, - когда Бог принял образ человека». Последнее толкование является наиболее распространенным; причем в соответствии с фактом предшествующей проповеди Иоанна Крестителя в пустыне Иорданской и самое явление этой славы Господней, обыкновенно, приурочивается к определенному моменту, именно к моменту Крещения Господа и сопутствовавшего ему Богоявления, т. е. откровения тайны Троичности Лиц. Но в более широком и общем смысле это можно относить и к факту воплощения Сына Божия, о чем Евангелист Иоанн выразительно говорит: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Самый образ «славы Господней», как яркого ослепительного света, сияющего в темном месте, не раз встречается, как в раннейших книгах Священного Писания (Исх. 13:21; 40:35; 3 Цар. 8:10-11), так и у самого пророка Исаии (Ис. 60:1 и 66:18).

И узрит всякая плоть… Откровение «славы Божией», как источника спасения, хотя и произойдет посреди иудеев, но будет иметь значение и для всех других народов: его увидит, узнает и почувствует все падшее и возрожденное человечество, как это почти буквально и отмечает впоследствии Евангелист Лука (Лк. 3:6).

Ибо уста Господни изрекли это. Указание на высший божественный авторитет для наибольшего подкрепления сказанного - прием обычный у пророка Исаии и весьма ценный для нас при решении вопроса о подлинности и единстве книги (Ис. 1:20; 21:17; 58:14 и др).

Толковая Библия.