Толкования на Ис. 40:20

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 20-21 А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо. Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли

Так как многие из таковых идолов оставались довольно продолжительное время, то пророк показывает, что они сделались такими не сами от себя, но вследствие не гниющего дерева; их изделия продолжали сохраняться вследствие опытности мастера, который постарался так, чтобы изображение не подвергалось тлению. Не думай о красоте, о продолжительности, или неизменяемости идола: все это относится к искусству человека. Но если они, идолы, в состоянии совершить что-либо, то пусть покажут. Почему пророк прибавляет: «Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?». Эти слова должны быть вам известны; должно ожидать, чтобы вы поверили этим словам не по слуху, но, научившись им с самого начала, так как этому могла вас научить самая природа вещей. Хотя вы не разумеете, а приняли их от других не теперь, а изначала, тем не менее, я утверждаю, что ваше нечестие не имеет извинения. Так как пророк говорил о возвращении из плена, то, чтобы они не думали, что для освобождения от притеснений и достижения спокойствия нужно придти в древнюю порочность, Он и дал, как бы столбы, повеления, которые не позволили им впасть в прежнее нечестие.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Древо бо негниющее избирает древоделатель, и мудре ищет, како поставит образ его, и да не поколеблется

См. Толкование на Ис. 40:15

Прп. Ефрем Сирин

А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо

См. Толкование на Ис. 40:18

Блж. Иероним Стридонский

А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо

См. Толкование на Ис. 40:18

Лопухин А.П.

А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо

А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево… Слов «беден» и «для приношения» нет в переводе LXX и славянском тексте. Некоторые вовсе игнорируют второе из этих слов (Dillmann), другие полагают, что тут произошла ошибка, и слово «приношение» поставлено вместо слова - «жертва» (Duhm), иные под деревянным приношением готовы разуметь особую деревянную подставку, или пьедестал для металлического идола (Condamin); но лучшим и наиболее ценным объяснением является догадка тех, которые в слове «приношение» видят указание на практику древних храмовых жрецов требовать себе изображений чтимых храмовых божеств. Такие изображения, в особенности если они были литыми из драгоценных металлов, составляли для корыстолюбивых жрецов одну из видных статей их доходов (ср. Деян. 19:24-27).

Правдоподобность такого предположения подтверждается и раскопками на местах древних храмов Ассирии, Финикии, Греции и Крита, где находят целые груды маленьких статуэток среда мусора храмовых развалин (Властов).

Негниющее дерево… по-eвp. аmsuhan, что Циммерн сближает с ассирийским musukkanu, особый вид пальмы. Все эти указания на вещество, форму обделки и украшений идолов имеют свой религиозно-исторический интерес. Для еврейского же народа, постоянно, как известно, тяготевшего к идолопоклонству и обнаруживавшего сочувствие к нему даже при жизни самого пророка Исаии (4 Цap. 21:1-9; 2 Пар. 33:1-10), подобная обличительная ирония получала глубокое нравственно-практическое значение.

Толковая Библия.