Толкования на Ис. 40:29

Свт. Иоанн Златоуст

Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость

А другие переводчики: «дающий ослабевшему силу». Богу свойственно не только то, что Он Сам ни в чем не нуждается, но и то, что Он разделяет между другими то, в чем Сам не нуждается. «И изнемогшему дарует крепость». Те (еретики) нечестиво приписывают какое-то зло Божественной природе, в которой нет ничего злого, но Бог каждому воздает по Своему правому, достойному суду. Когда Он кого-либо мучит, то Он не гневается, и когда наказывает, то Сам не предается страсти, тогда как мы, мучая кого-либо, сами чахнем вследствие великого гнева.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 29-31 Даяй алчущим крепость и неболезненным печаль. Взалчут бо юнейшии и утрудятся юноты, и избраннии не крепцы будут: терпящии же Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут

Размысли же вместе со мною о том, что Бог вечный, Бог, устроивший концы земли, подает алчущим крепость, – ибо, как Бог и (Бог) вечный, Он никогда не терпит недостатка в питании, – напротив, дает алчущим правды духовную крепость. А равным образом дает и неболезненным печаль. И это разумей двояко, именно: тем, которые, по чрезмерному бесчувствию и по неведению угодного Богу, не знают, что, оскорбляя Его, подвергнутся страшным и неизбежным наказаниям, подает в помощь печаль о том, в чем они претыкаются: печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2Кор.7:10); или же: тем, которые распяли Христа и вскоре, наверно, радовались сему (ибо в подобном настроении были учители иудеев и те, которые дерзнули сказать: кровь его на нас и на чадех наших (Мф. 27:25), – дает печаль, устроив (так), что они подверглись несчастиям и бедствиям войны, и так как забыли о близости к Нему, то оказались лишенными всякой силы и пищи духовной.

К этому, почти что истолковывая сказанное, присоединяет слова: взалчут бо юнейшии и утрудятся юноты, и избраннии не крепцы будут. В то время, как язычники дошли до того, что истощились и таким образом обессилели и повергнуты были под ноги диавольские, и беспрестанно исполняли угодное нечистым духам, некоторые хотя и были мужественны и полны юношеских сил, но, разумеется, умственно и духовно терпели голод и тяготу. Что же касается тех, которые, по данному в законе руководству, имели понятие о добродетели и исполняли однажды данную заповедь, то и они, говорит, взалчут и утрудятся, то есть бессильны будут к чему бы то ни было доброму. Ибо глад словес божественных, если кого постигнет, делает его во всех отношениях бессильным, расслабленным и неспособным совершить что-либо доброе. А что народ, происшедший от Израиля, погибал от этого голода, между тем как уверовавшие в Господа нашего Иисуса Христа были изъяты от зла, – о сем предвозвещает Бог, еще древле говоря чрез одного из пророков: се, дние грядут, глаголет Господь: и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня: и поколеблются воды от моря до моря и от севера до восток, и обтекут ищуще словесе Господня, и не обрящут (Ам. 8:11, 12).

Как же им не быть бессильными, (как не томиться и не гибнуть от голода, потому, конечно, что они не приняли Христа, хотя он ясно говорил: Аз есмь хлеб животный иже сшедый с небесе (Ин.6:51), и даяй живот миру (Ин. 6:33); аще кто снеть от хлеба сего, жив будет во век (Ин. 6:51). Но так как они по великому безумию, хотя было возможно получить, не вкусили хлеба животного, то и истаевают от голода, между тем как язычники наслаждаются. Ибо истинно, как говорит Соломон, не убиет гладом Господь душу праведную, живот же нечестивых низвратит (Притч. 10:3). Это самое пришлось потерпеть иудеям, ибо они нечестиво поступили с Начальником жизни.

Терпящии же Господа, то есть Христу работающие, единое с Ним мудрствующие и тщащиеся исполнять (сие), изменят крепость. Ибо они не пребывают в том бессилии, в каком были некогда, заблуждаясь и находясь под игом сатаны и мирских удовольствий, но получают иную (силу), поелику Христос подает им способность препобедить всякое презренное удовольствие и освободиться от сетей греха; ибо написано: крепость моя и пение мое Господь (Пс. 117:14). Обновятся же, говорит, так, как орлы. Сему научает и блаженный Давид, говоря: обновится яко орля юность твоя (Пс. 102:5). Потекут и не утрудятся: охотно и с юношескою бодростью будут шествовать путями Божественного благочестия, так как Христос подаст им все нужное для жизни и не попустит утрудиться; ибо Он наполняет сердца любящих Его крепостью свыше, так что, хотя бы и пришлось делателям добра впасть в искушения и тяготы, они преодолевают утомление, будучи твердо убеждены, что терпение весьма вожделенно, и если оно у кого есть, делает того искуснейшим во всех отношениях; ибо терпение – искусство соделовает, искусство же упование, упование же не посрамит (Рим. 5:4, 5) навыкших жить так. К мужеству, – разумеется, относительно всего доброго, – поощряет и блаженный Давид, говоря: мужайтеся и да крепится сердце ваше, вси уповающия на Господа (Пс. 30:25).

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость

Он дает утомленному крепость, и болезненным умножаяй силы. Пророк в утешение Иудеям говорит: «Бог укрепляет утомленных в плену и умножает силы изнемогших».

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость

См. Толкование на Ис. 40:27

Лопухин А.П.

Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость

Он дает утомленному силу… Полная параллель предыдущему стиху: Бог не только сам никогда не ослабевает в силе, но и подкрепляет, в случае недостатка ее, и других - всех утомленных и изнемогающих. Он - вечная сила и первоисточник всякой силы и света.

Толковая Библия.