Толкования на Ис. 42:22

Свт. Иоанн Златоуст

И видех, и быша людие расхищени и разграблени: пругло бо в ложах везде, и в домех вкупе, идеже скрыша я, быша в плен: и не бысть изъимаяй разграбления и не бе глаголющаго: отдаждь

«Пругло бо в ложах везде» (в русском переводе этих слов нет), – по той причине, что они предались хищению и сами были предметом хищения.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

И видех, и быша людие расхищени и разграблени: пругло бо в ложах везде, и в домех вкупе, идеже скрыша я, быша в плен: и не бысть изъимаяй разграбления и не бе глаголющаго: отдаждь

Направляет их к воспоминанию случившегося с их отцами вследствие того, что уловлены были сетями проклятого многобожия. И это сделал он не напрасно, но дабы явить их более благоразумными, опасающимися потерпеть подобное тому, что было с предками. Когда они сделались слепыми и глухими и, отвергнув служение Богу, усвоили богопочтение деревьям и камням; тогда видих, говорит, сие Аз, и быша людие расхищени и разграблени. Ибо когда Бог призирает на преступления крайне нечествующих, тогда Он посылает на них наказания, соответствующие винам. Посему народ был разграблен и сделался для врагов предметом расхищения. За какую вину? Пругло бо в ложах везде, и в домех вкупе скрыша я. Кого же я? Очевидно вылитых из металла богов. Ибо начальники Иудейские, показывая вид, что они служат Богу и, что касаются до внешности, подклоняя выю свою изречениям закона, скрывали в уме и сердце своем болезнь отступничества, и поклоняясь тем, кои не суть боги и, скрывая их в кладовых собственных домов, делали им тайные жертвоприношения.

Так у Иезекииля написано: Сыне человеч, раскопай и раскопах в стене. И видех, говорит, и се всякое подобие гада и скота и всякия кумиры дому Исраилева написани быша на стене всюду около. И рече ко мне: видел еси сыне человеч, еда мало дому Иудину, еже творят кийждо на ложи тайнем своем (Иез.8:8,10,12,17). Смотри, как каждый из них, имея в сокровенной спальне своей расставленную для него сеть, то есть идолослужение, показывал однако вид уважения к закону. Посему, говорит, быша в плен, и не бысть изъимаяй разграбления и не бе глаголющаго, отдаждь. Подлинно, если Бог не стал помогать, то кто мог исхитить их от столь тяжкого и ужасного несчастия? и если Он не стал укорять грабителей, то кто мог бы сказать им: отдай; потому что Бог уже не взыскал их, как свой собственный жребий, напротив оставил их, как народ, ставший чуждым для Него вследствие того, что они преклонились пред не сущими богами. Кажется, сими словами указывает на время плена, которое Израильтяне провели, подпавши власти врагов, ибо до семидесятого года не бысть изъимаяй их и не бе глаголющаго расхитителям: отдаждь.

А после того, как сказал о призвании язычников, весьма предусмотрительно и ясно показано, за что Израильтяне исторгнуты были от общения с Богом, дабы видно было, что Бог всегда руководствуется праведным судом. Поистине надлежало возлюбившим нечестие в отношении к Богу оказаться вне Его милосердия и любви, а по неведению уловленным в сети греха и подпавшим власти диавольской получить себе помилование от Создателя всех, как призываемым к познанию Его и к свету истины. О сем Он говорит негде и чрез премудрого Моисея: тии раздражиша мя не о бозе, прогневаша мя во идолех своих: и аз раздражу их не о языце, о языце же неразумливе прогневаю их (Втор. 32:21). Негде ж божественный Псалмопевец сказал: во истуканных своих раздражиша его и в холмех своих прогневаша его, и слыша Господь Бог и презре и уничижи зело Израиля (Пс. 77:58,59).

Если же к сказанному надо присовокупит и некое духовное созерцание, то пусть мы остерегаемся иметь в уме и сердце своем сеть диавольскую и в воображении своем лукавые идолы помыслов, призывающие к невоздержности и к постыдным удовольствиям, да не будем у сатаны и добычею демонов. Ибо написано: аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави: яко исцеление утолит грехи велики (Еккл. 10:4).

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: «отдай назад

Пругло бо всяк юноша, то есть воины ваши обманули надежду вашу. И в домах скрылись, как связанные, то есть скрылись от врагов.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: отдай назад

См. Толкование на Ис. 42:18

Лопухин А.П.

Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: отдай назад

Но этот народ разоренный… сделались добычею… ограблены… Отмечается тяжелое политическое состояние израильского народа, какое он не раз переживал в течение своей долгой истории, очевидно, потому, что за свою неверность Богу он лишался в этих случаях Его помощи. Вероятно, это - общее историческое указание на довольно бедственную политическую роль евреев, часто делавшихся добычей своих воинственных соседей. Хотя вполне возможно видеть здесь и пророчество о близком вавилонском плене, когда иудеям пришлось особенно сильно пострадать. В таком случае, прошедшие формы глаголов «связаны», «сокрыты», «сделались добычей» - должны быть истолкованы в смысле обычного прошедшего - пророческого (perf. propheticum).

См. также Толкование на Ис. 42:18

Толковая Библия.