Толкование на Ис. 43:26

Свт. Кирилл Александрийский

Ты же помяни, и да судимся: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися

См. Толкование на Ис. 43:25

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 26-28 припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться. Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня. За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание

Видишь ли, Он воздвигает судилище и объявляет победу по суду. Как выше Он сказал: делайте то и это, «спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим» (Ис.1:17–18), сначала научая, как можно победить, а потом призывает на суд, – подобным образом поступает и здесь. «Припомни Мне, – говорит, – станем судиться». Почему говорится: «припомни Мне»? Чтобы они уразумели величину благодеяний. Тот, кто любит кого-либо, желает обнаруживать, что он близок его сердцу, так чтобы любимый им помнил о благодеяниях, не забывал об них, по крайней мере понимал, от каких грехов он освобожден. Ты, говорит, никогда не думай в своей душе, что Я вступаю с тобою в суд для того, чтобы осудить тебя, но для того, чтобы открыть тебе, насколько Я люблю тебя. Не Я объявляю твои грехи, но ты сам расскажи о них, и тогда ты узнаешь, какие язвы уврачевал Я. Потому Я и говорю: «припомни Мне», – чтобы ты сам себя оправдывал; для этого же достаточно, чтобы ты сам исповедал, а Я не говорил ни слова.

«Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня». Ужели теперь нет грехов? Ужели теперь вы не отступили от Меня? «За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание». Некоторые говорят: «в проклятие»; а еврейский текст говорит: «в проклятие Иакова и в осуждение Исраиля». Другие же говорят: «в злохуление». Видишь ли, что все дела твои лживы? Что значит: «праотец твой согрешил»? Я молчал, а вы положили начало. «Говори ты, чтоб оправдаться»: не медли, не выжидай Моей речи, как и другой говорит: «Первый в тяжбе своей прав» (Притч.18:17). Вот Он всегда побуждает нас к тому, чтобы мы искали той пользы, которая годна как для праведника, так и для грешника.

Толкование на пророка Исаию.


Не сказал только: «глаголи ты беззакония твоя», но прибавил: «прежде», т.е. не выжидай обличителя, не жди обвинителя; сам предупреди и начни говорить, чтобы заградить уста обличителю.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 20.


Грешник ты? Не отчаивайся, но вниди (в церковь) и покайся. Согрешил ты? Скажи Богу: согрешил я. Какое затруднение сказать: согрешил я? Разве, если не скажешься грешником не будешь ты иметь диавола обличителем своим (на суде)? Предупреди же, и восхити это его достоинство; ибо осуждать – его достоинство. И почему тебе не предупредить его, не сказать греха и не изгладить его, когда знаешь, что в нем (диаволе) имеешь ты такого обличителя, который молчать не станет? -Согрешил? – Вниди в церковь, и скажи Богу: согрешил. Ничего другого я не требую от тебя, кроме этого одного. Ибо Писание говорит: «глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис. 43:26). Скажи грех, чтоб разрешиться от греха. Труда в этом нет, много набирать для этого слов не нужно, и траты никакой на это не требуется, и ничего подобного. Слово изреки, отнесись благоумно к греху своему, сказав: согрешил я. Скажешь: откуда видно, что если я скажу сам грех свой, то получу разрешение в грехе? Имеешь в Писании пример и того, как один сказал свой грех, и получил прощение, и того, как другой не сказал своего греха, и был осужден. Это Каин и Давид.

Святые отцы о молитве и трезвении.

Прп. Никодим Святогорец

Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися

См. Толкование на Притч. 18:18

Прп. Нил Синайский

припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться

Врач, мучит ли он больного, причиняя ему боль, или лелеет, успокаивает – все это делает по науке, заботясь об излечении больного. А ты, если хочешь ни здесь, ни там не понести наказания, требуй отчета у себя самого. Ибо если сами себя осуждаем, то не будем осуждены. Скажешь: как же мне подвергать истязанию себя самого? Ответствую: смиряй себя, плачь и воздыхай о своих грехопадениях. Ибо немалое наказание и истязание души – размышлять и плакать о собственных своих преткновениях. Напротив того, великую боль производит это, сильно язвит и мучит. Посему-то и награду правды воздаст Бог человеку, который истязает себя исповедью. Ибо сказано: «глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис. 43:26), «глаголи». Пусть другой осудит тебя прежде, чтобы соделаться тебе праведным.

Письма на разные темы. Монаху Мавриану.


Полезно не откладывать со дня на день обращение ко Господу, не быть нерадивым, ленивым, медлительным, но исповедовать свои грехопадения. Ибо устами Исаии говорит наш Владыка: «глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис. 43:26). Ибо, если таким образом будешь вести себя в исповедании, в прошении и в частых молитвословиях, то не умедлишь услышать, что Господь скажет тебе в ответ: «Аз есмь заглаждаяй и грехи твоя, и беззакония твоя» (Ис. 43:25).

Письма на разные темы. Даглефу.

Блж. Иероним Стридонский

припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться

См. Толкование на Ис. 43:25

Лопухин А.П.

припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться

Станем судиться; говори ты, чтобы оправдаться. Символическая картина суда Бога с грешниками, в которой Он выступает в качестве стороны, один из любимых пророком Исаией образов (см. напр., 41 гл.). В частности, в данном месте можно установить такой ход мыслей: Израиль, хвалившийся своей законной праведностью, мог ставить себе в заслугу, как свое спасение (частичное), так и обращение язычников. Но Господь, в предшествующем стихе, дело спасения приписал исключительно Себе. Предполагается, что Израиль мог с этим не согласиться или заспорить, почему Господь и предписывает ему правильный третейский суд.

См. также Толкование на Ис. 43:22

Толковая Библия.