Толкование на Ис. 44:13

Свт. Иоанн Златоуст

Плотник выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме

См. Толкование на Ис. 44:11

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 13–20 Избрав древоделя древо, постави е в меру, и клеем сострои е, и сотвори е аки образ мужеск и аки красоту человечу , поставити е в дому. Посече древо в дубраве, еже насади Господь, сосну, и дождь возрасти, да будет человеком на жжение: и взяв от него, согреся, и изжегше я, испекоша ими хлебы, из оставшаго же сотвориша боги и покланяются им. Пол его сожже огнем, и пол его сожже на углие, и испече в них хлебы, и на них испече мясо, и яде, и насытися, и согревся рече: сладко мне, яко согрехся и видех огнь. Из оставшаго же сотвори бога изваянна, прекланяется ему и покланяется, и молится ему глаголя: избави мя, яко бог мой еси ты. Не уведаша смыслити, яко отемнеша очи их, еже видети и разумети сердцем своим. И не помысли в души своей, ни уведе смышлением, яко пол его сожже огнем, и испече на углиех его хлебы, и испек мяса снеде, и оставшее его в мерзость сотвори, и покланяются ему. Увеждь, яко пепел есть сердце их, и прельщаются, и ни един может души своея избавити: видите, не рцыте, яко лжа в деснице моей

Весьма ясен смысл предложенных здесь изречений, и ничего трудного нет в них. Написано, что бессердечен и оказывается как бы вне всякого разума и совершенно лишен надлежащего понимания поклонник идолов, а равно также и художник. Но весьма долго останавливается на повествовании о них, вместе и постыжая их как заблуждающихся, и открывая глаза им, как объятым злом, и убеждая их взирать на самую истину, которую если постигнут умом, то будут вне сетей, и избавят свои головы от ран безумия. Кроме того скажем следующее: нам кажется, в этих словах речь построена весьма сильно и мудро и не имеет недостатка в том, чтобы убедить многих удаляться от многобожного заблуждения, но предпочитать наиболее всего подчинение Тому, Кто есть по естеству и истинно Бог. Ибо избрав, говорится, древоделя древо, постави е в меру, и клеем сострои е: и сотвори е аки образ мужеск, и аки красоту человечу, поставити е в дому.

Искусство, говорит, тех, которые обыкновенно делают богов, тогда в особенности бывает достойно всякого удивления, когда из древа сделает образ и красоту человеческую. Искусно же сделанное кем-либо по подражанию чему-либо во всяком случае ниже самой истины и уже за нею следует. Итак, поклоняющиеся древам или камням, обделанным в образе человека, изобличаются в том, что чтут свой собственный вид и будучи много лучшими своих подражаний, оскорбляют свою собственную природу, как воздающие большую славу оным.

Таким образом, это есть вина крайнего бесчувствия и преступление наивеличайшего безумия. Поставляет в дому, то есть, в храме, древо, которое посече в дубраве. В сих словах показывает, что те, которые обыкновенно делают богов, не неведают вещества, из которого они сделаны, дабы некоторые, по обычаю Эллинов, не называли поставленных в капищах идолов упавшими с неба и само рожденными или само-происшедшими. А что они извращают значение цели создания Божия, это изобличает, говоря, что древо насаждено в дубраве и возращено подаванием дождей, да будет человеком на жжение. Делающие же богов из того, что предназначено к сожжению, сами вместе с ними будут пищей огня. Едва не поражается удивлением, говоря, что пол его сожже огнем и истратил на свои нужды, приготовляя кушанья и употребляя части богов на печение хлеба. За тем впал в такое безумие, что остатку от употребленного покланяется и молится и говорит: избави мя, яко бог мой еси ты.

Поэтому сердце их есть ничто иное, как пепел, и прельщаются они, и никто не может избавить души так низко падших, кроме единого, если Он восхощет, Бога, все творящего и преобразующего и просвещающего омраченное и обращающего заблудшее. А в рукотворенных богах нет ничего полезного, но только тщетное; потому что они суть вещество бессмысленное и бесчувственное. Видите же, то есть, уразумейте, и не рцыте, яко лжа в деснице моей. Все в оных, говорит, лживо, и имена и слава.

В деснице же Моей, то есть, в Сыне (так как Сын повсюду в боговдохновенном Писании именуется десницею Отца) ничто не может быть найдено ложным; но если Он Богом именуется, то есть Бог истинный, и если – Господом, то не как незаконно приобретенное имеет это имя, но напротив, по естеству есть Владыка всяческих; и если – Царем, или светом, или жизнью и силою, или Зиждителем, то все сие – неложно. Ибо Он не есть произшедший, но по естеству своему должен быть умопредставляем как превысший всего, приведенного к бытию, будучи Бог от Бога и свет истинный от света истинного.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Плотник выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме

См. Толкование на Ис. 44:6

Лопухин А.П.

Плотник выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме

См. Толкование на Ис. 44:9