Толкование на Ис. 44:23

Свт. Иоанн Златоуст

Возвеселитеся, небеса, яко помилова Бог Израиля: вострубите основания земная, возопийте горы веселие, холми и вся древеса, яже на них: яко избави Бог Иакова, и Израиль прославится

Подобно этому говорится: «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Римл.8:19); или: «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Римл.8:22). Точно также и здесь, в знак их примирения с Богом, Он приглашает многих участвовать в их радости.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Возвеселитеся, небеса, яко помилова Бог Израиля: вострубите основания земная, возопийте горы веселие, холми и вся древеса, яже на них: яко избави Бог Иакова, и Израиль прославится

Из сих слов всякий без труда может усматривать, что уже чрез святых пророков по временам Бог предвозвещал отпущение грехов, а равно и обращение всех и искупление, как имеющее быть чрез Христа. Ибо когда Он, как Бог Господь, явися нам (Пс.117:27) и обращался с живущими на земле, как человек, Агнец истинный, вземляй грех мира (Ин. 1:29), всесвятая Жертва: тогда, именно тогда сие сделалось причиною торжества для высших и небесных сил разумных или для чинов святых ангелов; ибо воспевали они, воспевали при рождении Его, при рождении, говорю, по плоти и взывали: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лк. 2:13, 14). И если истинно (но во всяком случае, конечно, это и истинно) то, что, по слову Спасителя, радость бывает на небесах пред святыми Ангелы о едином грешнице кающемся (Лк.15:10, 7): то как мог бы усомниться кто либо в том, что бывает радость и торжество у вышних духов, когда Христос всю подсолнечную приводит к познанию истины, призывает к обращению, оправдывает в вере и делает славною чрез освящение?

Итак, когда веселятся небеса, яко помилова Бог Израиля, и Израиля, конечно, не по плоти только, но и по духу разумеваемого: тогда вострубили основания земли, то есть, священнодейственники евангельских откровений. Их громкий глас пронесся повсюду и как бы некие священные трубы, огласили они, везде возвещая славу Спасителя и призывая к познанию Христа, как сущих от обрезания, так и древле служивших твари паче Творца (Рим. 1:25). Основаниями же земли наименованы, говорим, они, по какой причине? По той, что основание всего и непоколебимая опора есть Христос, держащий все и правящий всем, чтобы это все было крепко утверждено; в Нем мы все созидаемся в дом духовный, соединяемые стройно чрез Духа в церковь святую, в жилище Его (Еф. 2:21, 22; сн. Еф. 4:16), ибо Он обитает в сердцах наших чрез веру.

Прилежащими же и более, нежели мы, близкими к Нему основаниями должны быть умопредставляемы Апостолы и Евангелисты, самовидцы и слуги бывшии Словесе (Лк. 1:2), но соделавшиеся и утверждением веры; потому что, познав, что должно следовать их преданиям, мы сохраним правую и не извращенную веру Христу. Сказано инде Им Самим Божественному Петру (когда сей мудро и неукоризненно исповедуя веру в Него, говорил: Ты еси Христос, Сын Бога живаго): ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою (Мф. 16:16, 18), при чем камнем, думаю, Он называет непоколебимость ученика в вере. Сказано в одном месте и устами Псалмопевца: основания Его горах святых (Пс. 86:2): горам святым, без сомнения, должно уподобить святых Апостолов и Евангелистов, коих знание для следующих за ними поколений является утвержденным наподобие основания, не позволяя уловленным ими переходить к неправомыслию относительно веры. Так трубят основания земли.

Кроме того обрати внимание на следующее замечание: худогласен и косноязычен был Моисей (Исх. 4:10); ибо закон не был слышен никому, кроме живших в одной только Иудее: напротив, вострубите исполняющие обязанности посланников Христовых, ибо во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенные глаголы их ( (Пс. 18:5); св. (Рим. 10:18)). И горам повелел возопити веселие, назвав при сем опять горами основания земли; потому что отовсюду зримы и для всех видимы Божественные ученики, будучи славны делом и словом и хорошо известны повсюду находящимся. К ним и пророческое слово возглашало: на гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, возвыси крепостию глас твой, благовествуяй Иерусалиму (Ис. 40:9). Сим то мысленным горам и повелел возопити веселие. Отсюда же можно видеть, как силу закона, так и большее превосходство (пред ним) евангельской проповеди. Ибо закон, угрожая преступникам наказаниями и подвергая виновных неизбежному осуждению, вопиял скорее не о веселии, а о печали; священнодейственники же евангельских откровений и служители подаваемых от Христа дарований проповедуют веселие миру, так как где отпущение грехов и оправдание в вере, и Святого Духа причастие, и светлость сыноположения, и царствие небесное, и неложная надежда на превышающие ум блага, там без всякого сомнения – веселие и радость.

Холмами же и деревьями, яже на них, мы называем опять тех, которые ниже гор и несколько уступают им по присущей им мере правой жизни, так как, очевидно, стоят выше их святые Апостолы и Евангелисты. Итак, холмами могут быть те, которые немного уступают оным в славе и ниже их по величию добродетели; впрочем и они держатся на высоте, стоят выше земных дел, помышляют горняя и в удел себе избирают высокие помыслы касательно добродетели. А под деревьями, растущими на холмах и от них воспитанными, могут разуметься те, которые уверовали чрез оных, взошли как бы в мужа совершенна и достигли в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4:13). Это суть учители народов и руководители паств, мысленным благоплодием своим стяжавающие (Христу) приходящих к ним. Так, вместе с основаниями земли, восклицают о веселии, во Христе разумеваемом, холмы и древеса, яже на них. А радуются они тому, яко избави Бог Иакова, и Израиль прославится; потому что не только избавлен он был, омывшись от скверн греха и будучи изъят от огня и наказания, но и прославлен был, соделавшись присные (своим) Богу (Еф. 2:19), быв назван сыном Его, и получив братство с Тем, Кто есть единый по естеству и истинно Сын, то есть, со Христом.

Толкование на пророка Исаию.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле

В каком святом восторге призывает пророк радоваться с сынами Израиля всю природу: Торжествуйте, говорит, небеса, яко помилова Бог Израиля: восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем!

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле

См. Толкование на Ис. 44:21

Лопухин А.П.

Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле

Торжествуйте, небеса… Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем… Этот стих занимает какое-то особенно серединное положение: с одной стороны, он звучит радостным финалом предшествующей речи - о Боге Избавителе, с другой - является как бы торжественным вступлением в новый отдел, специально раскрывающий величие и силу божественных благодеяний избранному народу, за всю прошедшую и даже ближайшую будущую его историю. По содержанию и форме он представляет благодарственный гимн Богу, Искупителю, один из тех, которыми особенно богаты книги пророка Исаии и Псалмов (Ис. 35:1-2; 42:10-12; 13:13; Пс. 96:1; 97:1; 99:1 и др.). Небеса, глубины земли, горы, лес и все деревья - это все эмблемы самой полной и широкой, универсальной радости, в которой, вместе с человеком-царем природы должна принять участие и даже вся неодушевленная природа, так как судьбы ее, по воззрению Священного Писания, тесно связаны с судьбою человека (Быт. 3:17; Иов. 5:7; Ис. 11:6-8; 24:4-7; Еккл. 1:2-3; Рим. 8:20 и др.).

См. также Толкование на Ис. 44:6

Толковая Библия.