Толкование на Ис. 46:12

Свт. Иоанн Златоуст

Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды

Акила говорит: «крепкие сердцем»: Симмах: «жестокие сердцем», – что говорит и Стефан в своей речи пред ними. «Далекие от правды». Смотри, как велик вред, когда кто-либо отступает от праведности; следовать за правдою – это начало доброй жизни, а порочность делает людей бесчувственными и глупыми. Вы не только отступили, но и удалились от праведности.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 12-13 Послушайте мене, погубльшии сердце, сущии далече от правды: приближих правду Мою, и не удалится, и спасение, еже от Мене, не умедлю: дах в Сионе спасение Израилю во прославление

Бог опять возвещает им спасение и не позволяет им прийти в отчаяние, чтоб они, отягченные безмерной печалью, не утратили надежды на то, что они могут спастись, лишь бы решились раскается. Итак заблуждающиеся- бессмысленны и слово о них истинно. Ибо каким соображением руководствуясь они устрояют тех (богов), которым покланяются, воздавая божеские почести деревам и камням, и просят у них спасения? Но и в этом случае Бог долготерпит, и даже чувствует сострадание к заблудившимся, и милует падших, и благими обещаниями приводит в разум и повелевает отрезвиться, и тем, которые далеко отступили от правды, то есть, от Бога, повелевает прийти к Нему. Но кажется, с обетованиями о спасении части людей соединяет указание на спасение вселенское и всеобщее.

Он спас из земли Халдейской тех, которые уведены были в нее в качестве военнопленных; и это, думаю, можно назвать частною помощью; всеобщая же помощь чрез Христа, которую оказать в непродолжительном времени и обетовано древним: ибо приближих, говорит, правду Мою и спасение, еже от Мене, не умедлю. Это, говорит, подобно изречению: еще мало, идый приидет, и не умедлит (Авм. 2:3); дано же в Сионе спасение Израилю в прославление. Сион же в сих словах разумеет духовный, то есть, Церковь Христову, в которой спасение Его в славе получаем мы все, принадлежащие к духовному Израилю. Ибо как Иудей не тот только, кто по плоти Иудей, но и всякий удостоившийся обрезания в духе; так и Израилем называются не те только, которые произошли от крови Израиля, но и те, которые приобрели ум, устремленный к Богу, и которые причислены к чадам Авраама и по обетованию. Их-то мы и называем истиннейшим Израилем.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 12-13 Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды. Я приблизил правду Мою: она не будет далекою и спасение Мое не замедлит: Я дам в Сионе спасение и в Израиле славу Мою

Тех, коим выше сказал: послушайте Меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, и опять: возвратитесь, отступники, к сердцу, также и теперь называет за неверие, по еврейскому тексту, жестокосердыми, а по Семидесяти - погубившими сердце и ум. Следуя этому и ученейший муж и достойный имени своего мученик Стефан говорил в собрании иудеев: жестоковыйнии и необрезаннии сердцы и ушесы, вы пресно Духу Святому противитеся, якоже отцы ваши (Деян. 7:31).

Таким образом они далеки от правды Божией, потому что не уверовали в нее, которую Бог по Своей милости приблизил и послал на землю, и не хочет замедлять и удалять ее. Ибо Он дал Сиону спасение Свое и Израилю славу Свою. Это сказано о предречении будущего и о пришествии Господа Спасителя. Но, применительно к историческому пониманию, дается Сиону спасение и Израилю слава потому, что Бог приблизил правду Свою, призвав от востока птицу и из дальней земли исполнителя воли Своей, который отмстит за несправедливости, нанесенные Израилю и разрушенному Иерусалиму и, победив мидян и персов, истребит Вавилон и халдеев, как свидетельствуют последующие слова пророка.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая.

Лопухин А.П.

Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды

В двух последних стихах данной главы дано заключительное обращение к людям, окончательно огрубевшим, до слуха которых доступ пророческому слову особенно затруднителен, почему он и подходит к ним лишь в конце всего, после двух предшествовавших обращений, сначала к «остатку» (implicite - лучшей части) дома Израилева (3 ст.), затем к «отступникам», т. е. хотя и большей, но худшей его части (8 ст.).

Жестокие сердцем, далекие от правды... Хотя под «жестокими сердцем» Священное Писание обыкновенно разумеет весь «жестоковыйный» Израиль, не уверовавший в Мессию, несмотря на все данные ему благодеяния и чудеса (Иез. 2:6; 3:7; Ис. 50:2; 45:2), однако, по ходу мыслей автора, в данном случае мы должны видеть не весь Израиль, а его наиболее безнадежную часть.

В обличительно-увещательной речи пророка есть своя градация и это - высший и последний член данной градации, т. е. не обыкновенные иудеи, а наиболее закоренелые из них, в частности, напр., их книжники и первосвященники, которые и сами не входят в Царство Небесное и других, хотящих войти в него, не пускают (Мф. 23:13). Они названы также еще и далекими от «правды»; под «правдой» же, на языке Библии, обычно разумеется Тот, Кто сказал впоследствии о Себе: «Аз есмь путь, истина и живот» (Ин. 14:6), Его решения, Его праведные суды. Более частный смысл этой «правды» раскрывается в следующем стихе.

Толковая Библия.