Толкование на Ис. 48:9

Свт. Иоанн Златоуст

Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя

Видишь ли, Он считает «страдание» помощью? Но, говорит, они не были достойны даже этого: хотя бы (во время плена) они пребывали в добродетелях, но эта помощь им оказывается только ради Моего имени. Чтобы обозначить легкость наказания, Он не говорит: наказал, а только: «испытал». Но скажи: какая же отсюда последует польза? «Ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя», говорит.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Имене Моего ради покажу ти ярость Мою, и славная Моя наведу на тя, да не потреблю тебе

См. Толкование на Ис. 48:4

Блж. Иероним Стридонский

Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя

См. Толкование на Ис. 48:3

Лопухин А.П.

Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя

С 9-11 стихов идет объяснение причины такого, довольно непонятного на первый взгляд, Божественного благоволения к народу израильскому. По-видимому, «жестоковыйный» и «непокорный» Израиль не заслуживал бы таких забот о нем, а по всей справедливости и правде подлежал бы полному отвержению и уничтожению. Однако Бог как раньше постоянно спасал Свой народ, так и теперь до времени еще щадит его.

Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя. Историческая справка о прошлом отношении Всевышнего к Израилю, искушавшему Его долготерпение. Сколько раз, действительно, вероломный Израиль изменял Господу и сколько раз поэтому он уже стоял на краю своей полной духовно-политической гибели (Исх. 32:10; Чис. 11:1); но каждый раз Господь щадил Своего недостойного избранника, давая ему возможность покаяния и исправления. Господь делал это не столько ради самого Израиля, относительно безнадежности которого Он не мог, конечно, сомневаться, сколько ради Себя Самого, ради славы Своей.

Здесь пророк рассуждает применительно к тогдашним воззрениям и понятиям. По смыслу последних, каждая нация имеет своего Бога-покровителя, который избирает себе излюбленный народ и всемерно заботится о нем. У народа израильского таким Богом-покровителем был Господь, избравший (даже как бы «создавший») Себе этот народ и заботившийся о нем. И вот, если бы когда-либо Всевышний покинул Свой народ и дал бы ему погибнуть, то в глазах всего языческого мира Он этим самым сильно уронил бы Себя, так как доказал бы или то, что Он ошибся в выборе себе народа, или что оказался бессильным спасти и защитить Свой народ. И вот, чтобы не подавать подобного соблазна языческому миру, не подвергать имя Божие нареканию и не омрачать Славу свою, Господь, невзирая на все недостоинство Израиля, продолжает оказывать ему Свое покровительство (11 ст. Исх. 32:12; Чис. 14:13; Втор. 9:28; Пс. 78:10; 105:8 и др.).

Нельзя, впрочем, упускать из виду и сравнительной оценки Израиля: если, судя безотносительно, Израиль часто оказывался недостойным Божественного избрания и этим как бы свидетельствовал об ошибке Избравшего его, то, оценивая того же Израиля сравнительно, путем сопоставления его с другими народами древнего языческого мира, мы все же не можем не отдать ему решительного предпочтения во многих отношениях. Языческий мир был сплошным злом; но Израиль из всех зол был все же меньшим.

Толковая Библия.