Толкование на Ис. 48:14

Свт. Иоанн Златоуст

Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мышцу Его над Халдеями

См. Толкование на Ис. 48:13

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 14-16 и себерутся вси и услышат: кто им возвести сия? Любя тя сотворих волю Твою над Вавилоном, еже отъяти племя Халдейско. Аз глаголах, Аз призвах, приведох и, и благопоспешит путь его. Приступите ко Мне и слышите сия, исперва не отай глаголах: егда бываху, тамо бех, и ныне Господь Господь посла Мя и Дух Его

Желал бы Я, говорит, собравши их, предложить им вопрос, чтоб они ясно сказали: кого они считают поистине провидцем или провозвестником того, что неожиданно обрушилось на них, т.-е. бедствия вследствие войны? Но оказывается, что никто из лжепророков не предвозвестил об этом, хотя они усиленно умоляли богов и некоторые доходили до изнеможения-и были вдохновляемы демонами. Но не было никакого предведения будущего ни у нечистых духов, ни у бездушных веществ, преобразуемых в богов. Таким образом решительно никто из тех, кто почитался за богов, не предвозвестил будущего. Я же возвестил о каждом событии подробно чрез святых пророков, так что можно было избежать бедствий и избавиться от сети; но вы слали, дожидаясь наступления самых бедствий, свидетельствующих об истине моих слов. Итак, какая же выгода вам от волхвов? какая же польза вам от лжепророков? что могли узнать полчища тех, которые занимались птицегаданием? Те, которые заведуют капищами идолов и находятся при нечистых жертвенниках, за самую ничтожную плату продают ложь, изрекаемую ими от своих сердец, как бы от Бога, и приходящим к ним изрыгают свой вымысел за горсть ячменя и за кусок хлеба, по сказанному устами Иезекииля (Иез. 13:19).

Опять старается отклонить их от неправильного мнения. Ибо очень правдоподобно, что те, которые имели ум, не подчиняющийся влиянию воспитания и очень удобопреклонный к измене и легко уловляемый сетями обмана, думали и говорили, что бедствия войны пришлось им потерпеть вследствие может быть гнева лжеименных их богов, когда подверглось пренебрежению приличное и должное им богослужение и неприносимы были им жертвы, но что они опять умилосердятся над страждущими и избавят их от того бедствия, которое постигло их вследствие их гнева. И эта мысль не имеет в себе ничего невероятного. Ибо ми прежде уже показали, что когда опустошен был Иерусалим и вместе с храмом предана была огню вся Иудея, тогда оставшиеся женщины говорили, что это случилось с ними за то, что они перестали приносить жертвы царице небесной.

Итак, чтоб они узнали Избавителя и благодарность за спасение приносили не иным богам, а Ему, Он весьма ясно говорит, как Он, движимый состраданием и любовью, повелел совершиться тому, что было для них вожделенно и весьма приятно, чтоб, очевидно, истреблено было семя Халдеев, за то, что они победили их и показывали всякое бесчеловечие в отношении к ним и подвергли их сим бедствиям. Посему я воспламенился любовью к тебе, чтоб привести в исполнение угодное тебе по отношению к стране Вавилонской, еже отъяти семя Халдейско. Потом о Кире говорит, что он Его мановением приведен и призван к опустошению сей страны и к покорению ее силою. Аз приведох и благопоспеших путь его; глаголал же Я об этом от начала, а не отай, ясно предвозвестил чрез святых пророков. Сице глаголет Господь помазанному моему Киру, его же удержах за десницу, повинути пред ним языки, и крепость царей разрушу (Ис. 45:1). Итак, не тайную и не в скрытом месте Я держал речь о нем, но приведох и благопоспеших путь его. И не говорил только, но и помогал тому, кто совершал приятное тебе и согласное с желанием твоим, ниспровергая силу Халдеев и делая всесильным и несокрушимым того, кто истреблял их, так что это совершено было скорее не рукою Кира, но Моею всесильною десницею, когда Я навел на них наказания за их неистовство против тебя, лучше же за непомерное бесчеловечие и необузданную жестокость, ибо Я сказал: Аз вдах я в руку твою, ты же не дала им милости (Ис. 47:6). Потом между сими словами вставляет слова самого Кира, исповедующего, что Бог возбуждал его и сделал его неодолимым и победителем могущества Вавилонян: ныне, говорит, Господь посла мя, и Дух Его. Слово: ныне полагает вместо: хотя бы о чем случившемся не было предвозвещено Богом, но вот ныне Господь исповедал, что Бог возбудил его и увенчал славою чрез то, что побеждены им Вавилоняне. Ибо когда Кир узнал от Иудеев, живущих в Вавилоне, что Бог говорил о нем в книгах святых пророков, как он некогда придет и силою покорит страну Халдейскую и Израиля освободит из плена: потом, как говорит, когда показали ему и самые книги,-привели его в такое расположение духа, что он в своих указах назвал Бога Израилева Господом и Всевышним.

В первой же книге Ездры так написано: в лето первое Кира царя Персского, да исполнится слово Господне от уст Иеремииных, воздвиже Господь дух Кира царя Персскаго, и повеле проповедати во всем царствии своем, и писанми, глаголя: сия глаголет Кир царь Персский: „меня поставил царем вселенной Господь Израилев Всевышний“, и той повеле ми, да созижду ему дом в Иерусалиме, иже во Иудеи. Кто в вас от всех людеп его, и будеть Бог его с ним, и да взыдет во Иерусалиме, иже вo Иудеи, и да созиждет дом Богу Израилеву, той есть Бог, иже во Иерусалиме (1 Ездр. 1:1-3). Итак если вы, говорит, не верите, что не чрез лжеименных богов, а чрез Меня сделалось известным вам случившееся прежде, чем оно совершилось; то послушайте Кира, который говорит, что Господь посла мя и Дух Его.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Никодим Святогорец

Любя Тя сотворих волю Твою над Вавилоном, еже отъяти племя халдейское

См. Толкование на Исх. 12:29

Блж. Иероним Стридонский

Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мышцу Его над Халдеями

См. Толкование на Ис. 48:12

Лопухин А.П.

Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мышцу Его над Халдеями

См. Толкование на Ис. 48:12