Толкование на Ис. 50:7

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 7-8 И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне

Подверженный стольким и таковым бесчестиям и наказаниям, что Он говорит? «И Господь Бог помогает Мне». Вот иное знамение того, что эти слова происходят от Бога, и эти повеления даны с неба. Когда устремилось на Него столько нечестивых людей, которые, ударяя рукою, постоянно плевали в Его лицо, прилагали язвы к язвам, и не желали быстро убить Его, для того, чтобы Он испытывал большие и большие мучения, тогда Он переносил терпеливо, приводил себе на память слова и говорил: «и Господь Бог помогает Мне». Подобно этому, во время апостолов не только было показано то, что они преданы мучениям Богом, но также и то, что они получили от Него помощь, так как они говорили: «жизнью ли то, или смертью» (Флп.1:20); когда говорили «смертью», то показывали свое терпение, «жизнью» – помощь Христову. «Да возвеличится, – говорит, – в нас Бог» (ср. Флп.1:20); а во втором послании к Коринфянам он пишет: «смерть действует в нас, а жизнь в вас» (2Кор.4:12): хотя, говорит, мы подвергаемся мучениям, но вы должны помогать нам.

«Я не стыжусь, – говорит, – Господь Бог помогает Мне». Смотри, эти слова подобны словам апостола: «отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2Кор.4:8–9). «Я держу лице Мое, как кремень». Ясно, что это происходило свободно, а не по необходимости. Смотри, каким образом слово Божие украшает помощью и своим благоволением. «Близок, – говорит, – оправдывающий Меня». Вместе с тем Он уверен относительно будущего: если Я, который подвергаюсь стольким мучениям, не посрамился, то тем более не должно оставлять надежды вам, хотя бы вас и удерживали от возвращения из плена; если Я невинно подвергаюсь мучениям ради вас, то тем более вам должно переносить таковые скорби.

«Не останусь в стыде»: Он имеет уверенность относительно будущих событий. «Близок оправдывающий Меня», – Он даже находится во Мне. Этим Он обозначает не то, что Он пребывает в тебе, но это значит то, что Он (оправдавый) пребывает во Мне. Так, дозволяя Мне подвергаться мучениям, и вместе с тем не дозволяя постыдиться, Он указывает на то, что Он пребывает во Мне. То же самое совершалось во времена апостолов. Если кто не верит воскресению, то он должен верить, что есть воскресение и разрешение от смерти, от мучений, перенесенных апостолами, не только потому, что Бог всегда освобождал их от мучений, но лучше потому, что они никогда не были посрамлены.

«Кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне». Кто, говорит, не верит, пусть придет, покажется; если кто хочет исследовать, пусть придет сюда и, если может, обличить Меня во лжи; кто хочет приготовить себе победу, пусть придет, воспротивится Мне. Я же готов для произнесения решения.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

и Господь помощник Ми бысть: сего ради не усрамихся, но положих лице свое аки твердый камень и разумех, яко не постыждуся

См. Толкование на Ис. 50:4

Блж. Иероним Стридонский

И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде

См. Толкование на Ис. 50:4

Лопухин А.П.

И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде

С 7-9 идет выяснение истинного характера такого добровольного уничижения Мессии. В глазах самообольщенных иудеев, подобное унижение Мессии могло колебать Его авторитет и давать повод к непризнанию Его за Мессию. Пророк и спешит здесь предупредить это ложное извинение и рассеять такой предрассудок, продолжая говорит опять же от Лица Самого Мессии.

«Унижаемый от людей и оставляемый всеми (Мф. 26:31, 56; Мк 14:27, 50). Он не падает духом и не приходит в смущение, зная, что Господь, Отец Его, есть помощник и защитник Его (Ин. 16:32; 8:29), что никто не может обличить Его «о грехе» (Ин. 8:46), все же противники Его, будучи противниками вместе с тем и Бога (Ин. 12:47-50), погибнут от нравственной порчи (Ин. 8:24), как одежда от моли» (Толков, СПб. проф. с. 787).

Я не стыжусь… держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. Так как Мессия не совершил никакого нравственно преступного деяния, за что Он должен был бы стыдиться, и так как все, что Он делал - делал от Лица Самого Бога и при всегдашней Его помощи, то Он может высоко держать Свое лице, смело смотреть всем в глаза и быть несокрушимым и твердым, как кремень, перед всеми выражениями людской ненависти и злобы. Любопытно, что такие характерные выражения, как «быть в стыде» и «держать свое лице» встречаются и в первой половине кн. пророка Исаии (Ис. 29:22; 37:27).

Толковая Библия.