Толкование на Ис. 51:10

Свт. Иоанн Златоуст

Не ты и еси опустошаяй море, воду бездны многу? положивый глубины морския путь прохода изъятым и избавленым

Здесь говорится об египтянах и о переходе чрез море. Твоею ли силою совершилось все это? Ты не мог совершить этого сам собою, но все это совершила и довела до конца рука Божия. Эти слова пророк говорит для того, чтобы ты знал, что все совершено ради тебя, чтобы и ты не думал, что Бог делает что-либо напрасно и необдуманно: Он делает не прежде, чем ты подал повод к этому. На что, говорит, мне показывать великое и удивительное? Народ кричал и стонал вследствие своих притеснений: «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его» (Исх.3:7). То, что Бог сделал чрез Моисея, пророк приписывает народу. Видишь ли, как могуществен тот, кто повинуется Богу, и как бессилен противящийся Богу? Не от тебя самого тогда была сила и не вследствие твоей слабости пришли настоящие бедствия, но первую ты получил ради своей добродетели, а последние пришли на тебя ради твоих грехов. Обрати внимание на то, что он говорит: они подверглись разрушению вследствие гордости и вследствие какой-то надежды, которая не принесла им никакой пользы. Если, таким образом, те погибли по причине своей гордости, то эти, также пребывающие в безумии, каким образом могли освободиться? Бог не только истребил их, но подверг также осмеянию и позорищу. Так как падение на землю показывает слабость падающих, то поэтому и они (египтяне) за то, что топили мальчиков в водах, сами потонули в водах подобным же образом. Вспомни, говорит, о прежней славе твоей, научись, если желаешь, тому, что тебе присуща великая добродетель. «Не ты ли иссушила море?..» Не говори, что ты победил равных себе народов, – когда ты победил как бы самую природу: была изменена природа, ты почти господствовал над творениями, когда благоволил к тебе Господь творений, Который никогда не завидовал тебе, ты же, как искренний друг, повелевал творением друга. «Превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные?». Ты подверг мучениям своих неприятелей, сам же имел новый путь. Пророк потому исчисляет чудесные благодеяния, чтобы напоминанием древних добродетелей убедить их любить Бога, побудить их к тому, чтобы они и теперь, как прежде, обратились к Господу. Он есть, говорит, Бог твой.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Не ты и еси опустошаяй море, воду бездны многу? положивый глубины морския путь прохода изъятым и избавленым

На память приводит Израилю великие дела, совершенные Им в Египте; Он освободил их от жестокого и неизбежного рабства, исхитил их из руки, невыносимо угнетавшей, перевел их чрез средину моря; воды отвердели как стена и волны морские сделались удобопроходимыми для избавленных, ибо шли как посуху. И это было не их делами, но обнаружением чудодейственной силы всемогущей десницы; ибо, как я сказал, Бог соделал море удобопроходимым для них. Однако же называет их как бы делами самого Иерусалима, бывшими ради него, вместе с тем убеждая быть мужественным, потому что уверовавшие во Христа победят всякое искушение и одолеют всякую силу врага. Тот, Кто древле провел их по средине моря и указал самый путь перехода спасенным и избавленным, опять своим всемогуществом отвратит от них и прогонит те бедствия, которые некогда будут нанесены им от кого-либо, ибо написано, что «вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут» (2 Тим. 3:12). Итак, Бог говорит Иерусалиму: не ты ли еси опустошаяй море и след., но можно понимать смысл приведенных слов и другим способом. После того как Иерусалим призван был к познанию Христа словами Бога и Отца: «востани, Иерусалиме, и облецыся в крепость мышцы твоея» (Ис. 51:9), после того как он некоторым образом был пробужден и приведен к воспоминанию о своей силе,– обращается к нему и говорит: не ты ли еси опустошаяй море, воду бездны многу? положивый бездны морския путь прохода изъятым и избавленым? нам, показав путь чрез волны? Опыт уже бывшего с ними, кажется, берет для непоколебимого удостоверения в том, что будет впоследствие; так как Тот, Кто провел их по средине моря, конечно утишит и волнение настоящей жизни и суетное и нестройное смятение мирских дел соделает бессильным, так что души призванных никоим образом не будут подавлены мирскими заботами; но спасенных и искупленных проведет чрез всякое искушение, чтоб они славословили Его и говорили: «Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе Его десница Его и мышца святая Его» (Пс. 97:1). Десницею же и мышцею Бога и Отца никто иной не мог быть, кроме Господа нашего Иисуса Христа.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные?

См. Толкование на Ис. 51:9

Лопухин А.П.

Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные?

См. Толкование на Ис. 51:9