Толкование на Ис. 52:1

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-2 Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый. Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона

Многие тогда радовались вследствие такого обетования. Почему же они желали обитать в земле неприятельской, когда они прежде вышли из своей страны? Чтобы они не были неверующими, пророк говорит: «Отряси с себя прах от тебя, встань, пленный Иерусалим!». Восстань от земли и от печалей, и сядь на трон славы. «Сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона», как вдова, посыпающаяся пеплом.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Востани, востани, Сионе, облецыся во крепость твою, Сионе, и ты облецыся во славу твою, Иерусалиме, граде святый, ктому не приложит проити сквозе тя необрезанный и нечистый

Слыша здесь имена Сиона и Иерусалима, ты не думай, что ими обозначаются просто города, построенные из камней; напротив пророческое слово указывает на собрание призванных чрез веру, или на Церковь из Иудеев и язычников. Говоря же: востани и повторяя это несколько раз, подает им весьма великое утешение. Подобно тому как, по слову всемудрого Павла, «идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать» (Рим. 5:20), так же точно, где велика горечь наказания, там и утешение равносильно бедствиям, даже гораздо преизобильнее скорбей. Повелел же облечься (Сиону) в крепость свою и сверх того в славу. Под крепостью не без основания можно разуметь деятельную силу, по которой душа каждого с юношескою бодростью устремляется к каким-либо предстоящим подвигам. Славою же его кто иной мог быть, кроме Господа славы, Который есть Христос? К Нему негде божественный Псалмопевец говорит: «востани слава моя» (Пс. 56:9), и опять в ином месте о всяком верующем в Него: «яко похвала силы их Ты еси» (Пс. 88:18). А каким образом мы облечемся в славу и крепость самую, это изъяснил нам премудрый Павел, сказав опять: «облецытеся Господем нашим Иисусом Христом, и плоти угодия не творите в похоти» (Рим. 13:14) и кроме того еще: «елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27). Так и пророк Исаия, в виде женщины, многообразно украшенной, ввел лицо Церкви говоря: да возрадуется душа моя о Господе: «облече бо мя в ризу спасения и в одежду веселия» (Ис. 61:10). Итак Христос для всякого святого есть самое благолепнейшее облачение и одежда веселия духовного, сообщающая нам силу и славу. Святым же градом называет церковь: ибо освятилась она не чрез служение по закону (закон не сделал совершенным никого (Евр. 7:19)); но став сообразною Христу и общницею божественного Его естества, очевидно по причастию Святого Духа, в Котором мы и запечатлены в день искупления, омывшись от всякой нечистоты и избавившись от всякой скверны. И мы оправдались чрез веру в Него и обогатились безопасностью во всем и как бы стеною ограждены благодатью Его, потому что Он отгоняет от нас всякое диавольское нападение и жестокие восстания противоборствующих сил. И этому он научает, когда говорит Сиону или Иерусалиму, который есть церковь Бога жива: ктому не приложит проити сквозе тя необрезанный и нечистый. В историческом отношении ты можешь понимать сказанное таким образом. Под необрезанными и нечистыми можно разуметь соседние с Иерусалимом народы; они не знали по природе и истинного Бога и не имели наставления чрез закон, но очень часто воевали против потомков Израиля, так что много раз оказывались победителями над их силою, как бы проходили чрез него, имея оный поверженным под ноги свои. Но на основании того, что случилось некогда исторически, мы постараемся представить духовные предметы. Полчища демонов, то есть, миродержители тьмы века сего и с ними нечистый сатана, попирают ногами своими души, еще не рожденные от Бога, и как бы проходят чрез них, потому что никто не препятствует этому и никто не приходит к ним на помощь. Но когда они, вступив в общение с Богом, имеют Его своею силою и славою: тогда, именно тогда, прекращается владычество сих сил, как написано: «ополчится ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их» (Пс. 33:8). Итак под необрезанными и нечистыми можно разуметь отвратительные и скверные, производящие всякую нечистоту лукавые и враждебные силы.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! облекись в одежды славы твоей, Иерусалим, город Святаго! ибо уже не будет более проходить чрез тебя необрезанный и нечистый

Опять и в этом месте название «Сион», как выше (Ис. 51:9), прибавлено Семьюдесятью и поэтому проколото копьем [обелом]. Итак кому выше (Ис. 51:17) сказал: Воспряни, воспряни, возстань, Иерусалим, тому же теперь говорит: Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион. А что есть Сион, это следующий стих показывает: Облекись в одежды славы твоей, Иерусалим. Это мы сказали, чтобы доказать, что Иерусалим и Сион составляют один город. И повелевается ему снять с себя траурные одежды и облечься в те, которые он имел, прежде нежели выпил из руки Господней чашу ярости. И называется он городом святилища (ибо это означает codes) по причине храма, который в нем был построен, или Святого, по причине ведения Бога, или святым, потому что только он один на всей земле получил закон. Посему и по воскресении Спасителя тела умерших явились в святом городе (Мф. 27:53). Но как бы то ни было, он, по причине богохульства и наложения рук на Господа (Мф. 27), не мог быть святым. А что обещается, что, если он воcстанет после падения и облечется в силу и славу свою, уже не будет более проходить чрез него необрезанный и нечистый, это означает то, что и апостол Павел говорит: кое причастие правде к беззаконию; или кое общение свету ко тме; кое же согласие Христови с Велиаром; или кая часть верну с неверным; или кое сложение церкви Божией со идолы (2 Кор. 6:14-15)?

Все это, согласно с начатым нами изъяснением, может быть применимо и к состоянию души, так как если бы она чрез покаяние получила опять прежнюю силу, то называлась бы жилищем Святаго, и сделалась бы храмом Божиим, и не проходил бы чрез нее необрезанный и нечистый помысл (λογισμος). О каковых помыслах сказано: От тайных моих очисти мя, и от чуждых пощади раба Твоего: аще не обладают мною тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика (Пс. 18:13-14). Все же, что обещается Сиону и Иерусалиму, говорится не камням и праху и пеплу его, в том смысле, что он будет восстановлен в прежнее состояние, как иудеи бредят, но народу Иерусалимскому, который избил пророков, и побил камнями посланных к нему (Мф. 23:37), и наконец наложил руки даже на Сына Божия. Он, падший при страдании Христа, восстал при воскресении Его, когда многие тысячи из иудеев уверовали, и остаток спасся. Тоже можем сказать и о Церкви, которая есть видение и высота мира. Если она впадет в ересь, повелевается ей выйти из нея и воспринять украшения прежней веры.

А если она восстанет, то обещаются ей награды святости и воздержания, так что не будет проходить чрез нее необрезанный и нечистый. Это может относиться не к обрезанию и необрезанию плоти, но к нечистоте или чистоте дел, так что необрезанными и нечистыми мы называем тех, которые служат телесному удовольствию и похоти. Наконец обрезанным плотию, а не духом, говорит Иеремия: вси языцы не обрезаны плотию, весь же дом Исраилев не обрезать суть сердцы своими (Иер. 9:26). И блаженный апостол, рассуждая о девстве и воздержании и браке, вставил в средине: во обрезании ли кто призван бысть; да не творит себе необрезания: в необрезании ли кто призван бысть; да не обрезуется (1 Кор. 7:18). Он, как мне кажется, говорит другими словами следующее: неженатым ли кто призван и уверовал, пусть не женится; имеющим ли, напротив, жену уверовал во Христа, пусть не разводится. Эту мысль он удерживает по отношению не только к обрезанию и необрезанию, но и к свободе и рабству, так что свободными называет дев и воздерживающихся от брака, а рабами тех, которые воздавали бы должное женам. Ибо не в нашей власти после обрезания сделать себе необрезание, подобно тем, о которых в книге Маккавейской повествуется, что они сотвориша себе необрезание (1 Мак. 1:15), что говорится о рождающихся сыновьях, а не об отцах. Или кто призван свободным, тот более раб Христов (1 Кор. 7:22), так как в крещении Христовом нет никакого различия между иудеем и язычником, еллином и варваром, мужчиною и женщиною, свободным и рабом (Рим. 10:12; Гал. 3:28; Кол. 3:11).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четырнадцатая.

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый. Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона

Вся эта глава, за исключением только трех последних стихов, представляет собой продолжение предыдущей речи (с Ис. 51:17 ст.) - о восстановлении Иерусалима. В частности, два первых стиха настоящей главы особенно выпукло изображают основную тему речи. Сион в них олицетворяется под видом поруганной женщины, поверженной в прах, одетой в рубище и закованной в цепи; и вот этой-то в конец униженной и обесчещенной женщине пророк возвещает полную, обратную метаморфозу - победоносное восстание, одежды величия и уничтожение всяких следов рабства.

Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Отряси с себя прах, пленная дочь Сиона… Любопытно отметить, что будущее прославление Сиона описывается в таких чертах, которые составляют почти полную антитезу будущему же поруганию Вавилона: сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле… (Ис. 47:1). О том, что здесь нужно разуметь под брачным нарядом Сиона, мы говорили уже выше (см. комм. на Ис. 49:18).

Иерусалим, город святой! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый. Иерусалим называется городом святым (букв. городом святости или святилища) потому, что в нем был храм (ср. на евр. молен. ieruschalim codesch). Как в городе святом, в нем не должно быть места для необрезанных и нечистых (ср. Иез. 44:9; Зах. 14:21 - СПб. проф.). Но так как все это пророчество имеет, несомненно, мессианский смысл, то, очевидно, что и в его речи об Иерусалиме, об обрезании и чистоте - не более, как образы или символы для выражения высших идей - духовно-нравственной святости и чистоты, т. е. того самого, что на языке Священного Писания именуется «обрезанием сердца» (Деян. 7:51; Рим. 2:28-29; блаженный Иероним, святой Кирилл Александрийский). Следует также отметить весьма близкое родство данного пророчества, не только по содержанию, но и по букве, с одними из раннейших (Ис. 35:8 ст. см. наш ком.).

Толковая Библия.