Толкование на Ис. 54:2

Свт. Иоанн Златоуст

Рече бо Господь: разшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, продолжи ужя твоя и колие твое укрепи

См. Толкование на Ис. 54:1

Свт. Кирилл Александрийский

Рече бо Господь: разшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, продолжи ужя твоя и колие твое укрепи

См. Толкование на Ис. 54:1

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 2-3 Расширь место палатки твоей, и кожи шатров твоих растяни; не щади: длинными сделай верви твои, и колья твои укрепи. Ибо направо и налево проникнешь, и семя твое наследует народы, и населит города опустевшие

Коей сказал: восхвали, неплодная, не раждающая, расторгни узы, которыми прежде была связана, и возгласи во исповедание Господа, не имевшая детей, той же теперь повелевается, на подобие скинии Моисея, которую некогда он имел в пустыне (Исх. 36), расширить палатку свою, и растянуть кожи, и сделать более длинными верви, и вбить глубоко и укрепить колья, из которых образуется всякий шатер, чтобы она не разрушилась от веяния ветров. Она должна проникнуть направо и налево, и не походить по тесноте на иудейскую скинию, занимавшую в окружности сто локтей длины и пятьдесят локтей ширины (Исх. 27), и не ограничиваться малым пространством храма, имевшего шестьдесят локтей в длину и двадцать в ширину (3 Цар. 6:2), но не переставать захватывать место направо и налево. А чтобы мы не думали, что это, сообразно суетному домогательству евреев, говорится о Сионе, который должен быть восстановлен Господом в древнее состояние, приводит яснее то, что скрывалось: и семя твое наследует народы. О нем и в Евангелии мы читаем: изыде сеяй, да сеет (Мф. 13:3); и опять: не доброе ли семя сеял еси на селе твоем (Мф. 13:27)? Это семя сделает то, что и опустевшие города населяться, так что появятся во всей вселенной церкви из язычников. Или, по крайней мере, семенем должны называться семя апостолов и остаток народа иудейского. О нем у этого же самого пророка говорится: аще не бы Господ Саваоф оставил нам семене, яко Содома, убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом (Ис. 1:9). И апостол говорит: останок бысть (Рим. 11:5). Это [сказано] о величине церквей, которые вместо одного места — Иудеи, и притом очень тесного, распространят свои пределы но всему земному шару. Перейдем к духовному разумению. Кто находится в шатре, тот ее имеет твёрдого и постоянного местопребывания, но всегда меняет места, и спешит к дальнейшему, говоря в псалме: пройду в место селения дивна (Пс. 41:5), забывая прошедшее и простираясь к будущему, пока не достигнет почести вышнего звания (Флп. 3:13-14). Об этом селении и в другом месте читаем: коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил: желает и скончавается душа моя во дворы Господни (Пс. 83:2-3). И затем присовокупляет: блажени живущии в дому Твоем: в веки веков восхвалят Тя (Пс. 83:5). Ибо конец селений есть обладание вечным домом, который не меняет оснований, и не переносится с одного места на другое. Ибо те, которые насаждены в доме Господнем, прежде процвели во дворах Его (Пс. 91:14), чтобы от цветов перешли к плоду, и могли сказать: аз же яко маслина плодовита в дому Божии (Пс. 51:10). Вследствие этого, святой муж, спеша пройти селения, и желая увидеть дом Божий, говорит, что он имеет одно желание, чтобы никогда не выходить из дома Божия: едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего (Пс. 26:4). Итак шатер должен быть распространен, и покрывала и кожи должны быть растянуты, и верви многочисленных и разнообразных проповедей должны длиннее быть протянуты, и колья должны разумом быть укреплены на правой и левой стороне, чтобы семя слова, то есть учения Божия, могло овладеть народами, и сделать населенными города, которые получил удвоивший мину (Лк. 19). Правая же и левая стороны в святых Писаниях принимаются в хорошую сторону тогда, когда оные и по духу и по букве мы разумеем чрез оружие правды в правой и левой руке (2 Кор. 6:7), чтобы и низшее разумение жизни следовало наставлению и примерам старших, и духовное и высокое переносило нас от настоящего к будущему. Это есть то, что и Господь вопрошавшим фарисеям говорил: воздадите Кесарево Кесареви и Божия Богови (Мф. 22:21): чтобы мы и подчинялись властям сего века, которые не несправедливо держат меч для наказание худо поступивших (Рим. 13), что разумеется под левою рукою: и воздавали Богу Божие, чтобы не боялись никого другого, кроме имеющего власть и над душою и над телом (Мф. 10), что разумеется под правою рукою. Наконец о премудрости Божией, с которою ничто драгоценное сравниться не может (Притч. 8:11), говорится, что в деснице своей она имеет долготу и очень многие годы жизни, а в шуйце богатство и славу (Притч. 3:16), так что под богатством разумеется то, которое в настоящее время состоит в познании и добрых делах, и под славою — та, которую получает прославляющий Бога своими делами у язычников, а долгота и очень многие годы жизни означают вечную жизнь, которая, пренебрегая настоящим, спешит к будущему.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.

А.П. Лопухин

Ст. 2-3 Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города

Распространи место шатра твоего… пусти длинные верви твои и утверди колья твои. При нашем понимании первого стиха, толкование данного становится очень простым и ясным. Остаток верного Израиля очень мал и потому живет в самом тесном помещении (шатре). Но так как ему вскоре предстоит сильно умножиться и разрастись, благодаря притоку новых чад из среды язычества, то пророк и убеждает его перестроить свое жилище, чтобы сделать его, как можно поместительнее и просторнее. Образы - разоренного шатра, в случае несчастия, и обновленного и расширенного, в случав удачи и счастья - одни из любимых и употребительных у пророков (Ис. 33:20; Иер. 10:20 и др.).

В пророчественно-прообразовательном смысле под расширенным и обновленным шатром, раскинувшимся во все страны света («направо и налево» 3 ст.), можно разуметь новозаветную церковь, как это объясняет блаженный Иероним: «она должна распространиться направо и налево, не должна подражать тесноте иудейской скинии, имевшей сто локтей длины, пятьдесят локтей ширины, ни заключаться в коротком пространстве храма, имевшего шестьдесят локтей длины и двадцать локтей ширины, но, не переставая, должна занимать места направо и налево».

Блаженный же Феодорит к этому добавляет: «едва ли ошибется кто, если назовет кольями святых пророков, апостолов и мучеников: ибо они, сокрытые в земле, наподобие кольев, держат скинию церкви, связанную учением, как бы какими веревками». Необходимо напомнить, что как самый образ «спасительного шатра», так и отнесение этого образа к «святому остатку Израиля» не является у пророка Исаии чем-либо совершенно неожиданным и новым, а дает, по-видимому, краткое повторение того, что было предметом специального раскрытия в одной из раннейших глав первой части его книги (см. IV гл. в особенности стихи 2-3 и 6-ой).

И потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города. Новозаветная христианская церковь трактуется здесь, как естественное продолжение ветхозаветной иудейской церкви. И вот, когда большинство представителей ветхозаветной теократии не признало Христа за Мессию, отвергло Его и тем самым уклонилось от своего истинного призвания и как бы покинуло идеальные места своего обитания (в религиозном смысле), то на их убылые места во множестве явились другие, достойные занять их, - бывшие язычники, которые и сделались истинными потомками не по плоти, но по духу, обновленного Израиля (Рим. 9:7-8; Гал. 4:28 и др.).

См. также Толкование на Ис. 54:1

Толковая Библия.