Толкование на Ис. 55:4

Свт. Иоанн Златоуст

Се, свидетельство во языцех дах Его, князя и повелителя языком

Свидетельство иудеев во языцех, по написанному: «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» (Рим.2:14).

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Се, свидетельство во языцех дах Его, князя и повелителя языком

См. Толкование на Ис. 55:3

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 4-5 Вот Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. Вот ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые не знали тебя, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и святаго Израилева, ибо Он [или который] прославил тебя

Он прежде призывал в вере народ иудейский, чтобы он приклонил ухо свое и принял завет вечный, который Господь обещал Давиду, и Аврааму и семени его, говоря: благословятся о семени твоем языцы (Быт. 22:18). Изъясняя это, апостол Павел говорит: не глаголет семенем, но семени, иже есть Христос (Гал. 3:16). А так как Он знал, что, вследствие неверия их, уверуют народы языческие, то переходит к язычникам и говорит, что Он послал Сына Своего свидетелем или свидетельством для всех народов, чтобы Он возвещал заповеди Его и повеления народам, говорящий о Себе самом: проповестся сие евангелие во всей вселенней во свидетельство всем языком (Мф. 24:14). Поэтому Он укрощает кичащагося Пилата такими словами: Аз на сие родихся, да свидетельствую истину (Ин. 18:37). О Нем апостол Павел пишет Тимофею: един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех, свидетельство времени своими, в неже поставлен бых аз проповедник и апостол (1 Тим. 2:5—7).

Итак все, что [здесь] говорится, должно относить к тому, кто как овца был веден на заклание и как агнец пред стригущим не отверзал уст своих, о коем выше говорится: видехом Его, и не имяше вида ни доброты (Ис. 53:2) и: Сей грехи наша носит и о нас болезнует (Ис. 53:4). К Нему прибегли или поспешили те, кои прежде не знали Его, говоря: Бог нам прибежище и сила (Пс. 45:1), и еще: Господи, прибежище был еси нам в род и род (Пс. 89:1). О вере их и выше мы читали: имже не возвестися о Нем, узрят, и иже не слышаша, уразумеют (Ис. 52:15). Он есть свидетель всего того, что Отец обетовал и явил миру, которoго таинство Павел, излагая в краткой речи к Ефесянам, говорит: «Бог Господа Иисуса Христа Отец славы» (Еф. 1). О Нем и теперь написано: ради Господа Бога твоего и святаго Израилева, который прославил тебя, и тою славою, которую Он имел — прежде бытия мира. О ней и пророк свидетельствует: «явится слава Бога» (Ис. 40), который есть сияние славы и образ ипостаси Его (Евр. 1), когда всякий язык будет исповедать, что Господь Иисус во славе Отца (Флп. 2), который ответил Сыну,просящему славу, которую Он прежде имел: и прославих, и прославлю (Ин. 12:28). О Нем и апостол Иоанн говорит: видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполни благодати и истины (Ин. 1:14). Итак, когда говорит о Том, который в начале был у Бога, как Бог Слово, то называется Отец славы, а когда о Том, который говорит в Евангелии: почему ищете Мене убити, человека, иже истину вам глаголах (Ин. 8:40), то призывается Бог Господа нашего Иисуса Христа, — не в том смысле, что один отличен от другoго, а в том, что один и тот же Сын Божий говорит соответственно то Своей Божественной славе, то нашей природе, которую Он благоволил принять.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.

Лопухин А.П.

Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам

Вот, я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником… Основываясь на ближайшей грамматической связи, многие из рационалистически настроенных экзегетов, под словом «его» разумеют не Мессию, а Давида, о котором только что говорилось (Гезениус, Эвальд, Кнобель, Чейн и др.). Но, по мнению очень многих других толкователей, здесь вовсе нет надобности рабски следовать грамматике, в явный ущерб здравому смыслу, так как более, чем рискованно личность исторического Давида признать свидетелем для современников пророка Исаии их наставником и вождем; и не только для современников, но и для их отдаленнейших потомков, так как речь пророка имеет в виду, главным образом последних (Витринг, Розенмюллер, Умбрейт, Орелли, The Pulp. Com. и др.). Мессия здесь назван «свидетелей», совершенно согласно со словами Самого Христа, Который говорил: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин. 18:37). Неоднократно также Мессия - этот возлюбленный Отрок Господень, выставляется вселенским учителем, вождем и повелителем народов, как у Самого пророка Исаии, так и у других пророков (Ис. 42:6; 43:9, 12; 44:8; 49:1-2; 51:4; Иер. 30:9; Иез. 34:23-24 и др.).

Толковая Библия.