Толкование на Ис. 56:3

Свт. Иоанн Златоуст

Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухое дерево»

Смотри, эти слова подобны словам апостола: «ибо когда язычники, – говорит, – не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» (Рим.2:14); а также: «Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?» (Рим.2:25–26). Хотя у тебя нет сродства с Авраамом, но по причине добродетели ты соединишься с ним более близким сродством, чем его дети. Не думай, что оно для тебя меньше, чем для иудеев, которые славятся своими праотцами – Авраамом, Исааком и Иаковом. «И да не говорит евнух: «вот я сухое дерево«». Многие иноплеменники желали выйти с иудеями. Чтобы они не тяготились суровыми законами, или тем, что они лишались отечества, пророк отнимает причину. Он говорит, что необходимы духовные добродетели, а не только повиновение суровым законам.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 3-5 Да не глаголет иноплеменник приложивыйся ко Господеви: еда отлучит мя Господь от людий Своих? и да не глаголет каженик, яко аз есмь древо сухо. Сия глаголет Господь кажеником: елицы сохранят субботы Моя и изберут яже Аз хощу и содержат завет Мой, дам им в дому Моем и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеет

Бог уничтожает другую гордость потомков Израиля или суетный и преступный повод к надменности. Ибо они, как я сказал, высоко думали о себе, говоря: ,,отца имамы Авраама(Ин. 8:39) и мы святой народ возлюбленный и избраны быть жребием Божиим. Они избегали бесчадия, потому что праотец Авраам в числе благословений получил обетование, что его семя распространится в бесчисленное множество; ибо Бог обетовал сделать его равночисленным звездам небесным (Быт. 15:5). И чрез премудрого Моисея Он говорил им: не будет в вас бесчаден, ниже неплоды (Исх. 23:26). А что многочадие считалось у них великим и славным делом, в этом удостоверит один из святых пророков, говоря: славы их от порождений и болезней и зачатий (Ос. 9:11). Пророк Исаия так же говорит, что седмь жен имутся за мужа единаго и скажут: хлеб наш ясти будем, и в ризы наша одеватися, точию имя твое да наречется на нас, отъиму укоризну нашу (Ис. 4:1). Ибо они не хотели, как я сказал, чтоб их укоряли как бесплодных и не рождающих.

Итак, поелику Израильтяне много думали о себе по причине плотского благородства и многочадия; то Он находит нужным предостеречь их и от этого невежества, говоря: да не глаголет иноплеменник приложивыйся ко Господеви: еда отлучит мя Господь от людий Своих, ибо по потому, что он- иноплеменник, то есть, не происходит от крови Израиля, не ради этого не участвует в дарованиях Его или в общении с Ним, конечно, духовном; но если он прилепится к Господу; то непременно вступит в число своих и знаемых и причислится к народу святому и к царскому священству и к наследию Божию и будет принадлежать к чадам Авраама. Не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль, как говорит премудрый Павел, ни зане суть семя Авраамле, вси чада: но во Исааце, рече, наречется ти семя. Сиречь, не чада плотская, сия чада Божия: но чада обетования причитаются в семя (Рим. 9:6-8). Ибо Аврааму дано обетование от Бога не ради тех только, которые происходят от него по плоти, но и ради всех, которые происходят от него по вере. Ибо так оправдался Авраам. Итак тем, которые идут по стопам веры Авраамовой, непременно дано будет право принадлежать к чадам (его).

Итак не отлучит Он пришельца от народа своего и того, кто раз присоединился и призван был по вере, примет и назовет народом святым. Но кто, говорит, есть скопец, то есть, кто не имеет детей и неспособен к деторождению, тот пусть не говорит в себе, яко аз есмь древо сухо, то есть, да не скорбит о бесчадии; ибо не это имеет значение в очах Божиих и не это считает Он достойным отвержения. Разве многочадие есть какой вид добродетели или слава каких добрых дел? Ибо это – дела плоти и не заслуживают ни порицания, ни похвалы. Ибо хотя некоторым и дано это вместо благословения, но не совершили ничего неправого и те, которые не получили этого. Ибо что можно было бы сказать в обвинение тех, которые умерли преждевременно, или отошли из здешнего мира прежде вступления в брак и плотского совокупления и у которых не было рождения детей? Ибо каким образом может принести пользу преданным греху в сей жизни то, что они суть отцы многих сыновей и дочерей? Да не глаголет, говорит, не имеющий детей, яко аз есмь древо сухо.

Ничто не препятствует, напротив считаю необходимым вспомнить здесь о тех, которые и ныне оскопили себя ради царствия небесного, по слову Спасителя (Мф. 19:12). Слова, сказанные здесь Богом, можно, и не без основания, применить к ним. Ибо дам им, говорит, в дому Моем и во ограде Моей место именито. Домом же и стеною, или оградою и безопасностью, кажется, называет Церковь, вышнюю может быть и сущую на небесах, или же ту, которая находится на земле; в ней блистают славою мужи, воспитанные в чистоте и святости и облеченные венцом воздержания и в этом полагающие славу, высшую славы многочадия, и что касается святости жизни, ничем не отличающиеся от евнухов. Они получают от Бога славу вечную. На тоже указывает и слово: имя; и благодать, исходящая от него, не оскудеет между ними. Ибо превосходны награды за воздержание. Но не в собственном смысле евнухам обещает раздаяние столь славных достоинств, но хранящим субботы Его, очевидно, Христа. А субботы Его, как я сказал, иные, чем субботы закона. Ибо одни суть в образах, а другие блистают красотою истины. И затем прибавляет: тем, которые избрали то, чего Он хочет, и держатся завета Его. А Христос хочет не того, что содержится в сенях и письменах законных, но того, что заключается в завете Его, очевидно, в новом и евангельском.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

И да не говорит сын пришельца, присоединяющийся к Господу, говоря: «отделением отделит меня Господь от народа Своего», и да не говорит евнух: вот я сухое дерево

Кои не глубоко понимают это место, те относят то, что [здесь] говорится, к прозелитам из язычников и поистине к евнухам, так как не удалены от спасения Божия и пришельцы, если они принимают закон Божий и обрезываются, и евнухи, каким был тот [евнух] царицы Кандакии (Деян. 8), который даже во время пути не мог оставаться в праздности и ища, истолкователя для читаемого, обрел Христа, которого искал. Говорится же это, говорят, против - иудеев, которые хвастаются знатностию рода и говорят, что они дети Авраама, и считают блаженными тех, которые имеют семя в Сионе и членов семьи в Иерусалиме. Мы же полагаем, что теперь призываются к вере евангельской те же, коих мы выше разумели под терновником и крапивою и под κονόζη и ατοιβή обращенными в ель, кипарис и мирт,—что они не должны отчаиваться, если присоединятся к Господу, и не должны считать себя отделенными от народа Божия, Ибо все во Христа крестившиеся, облеклись во Христа (Гал. 3).

Нет иудея и язычника, обрезания и необрезания, которым заповедуется в песни Второзакония: возвеселитеся языцы с людми Ею (Втор. 32:43), т. е. Бога, который оказывал преимущество народу иудейскому. Они прийдут с востока и запада и будут покоиться на лоне Авраама. Это — то, что и Иоанн Креститель говорил: и не начинайте глаголании: отца имамы Авраама; глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму (Мф. 3:9). И как между прозелитами нет никакого различия, но мужчины и женщины одинаково призываются во спасению: так и под евнухами, которые оскопили себя ради царств небесных, понимаются оба пола, которые умертвили члены свои на земле, любодеяние, нечистоту, страсть, злое пожелание, пока достигнут все в мужа совершенного, и скажут с апостолом: мы ни единаго вемы по плоти; аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне к тому не разумеем (2 Кор. 5:16). Cледовательно под евнухами отнюдь не следует понимать тех, описывая которых полный страсти поэт говорит: Также несчастные юноши, кои ножом оскоплены И лишены чадородия… (Lucan. Fhars X, 133 — 134). Но тех, о которых Господь говорит в Евангелии: иже неказаша сами себе царствия ради небеснаго (Мф. 19:12). Таковыми были и апостолы, которым, когда они удивлялись и вследствие трудности этого говорили: кто убо может спасен быти! Спаситель ответил: могий вместити да вместит (Мф. 19:2, Мф. 19:20). Посему и апостол о подобного рода евнухах, то есть девственниках, свидетельствует, что они не имеют повеления Господня, но дает совет, как получивший милость от Господа, желая, чтобы и все были подобными ему: яко время прекращено есть прочее, да имущии жены, якоже не имущии будут (1 Кор. 7:29). Ибо призванный свободным от рабства и брачных уз есть по истине раб Христа.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.

Лопухин А.П.

Ст. 3-4 Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухое дерево». Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего

Доступ в ветхозаветную церковь был закрыт для лиц, не принадлежащих к еврейской нации, или даже только имевшим физическое уродство, лишавшее их возможности иметь потомство (евнухам или скопцам Втор. 23:1). Для входа в обновленную Мессией церковь все эти препятствия утратили свою силу: и сын иноплеменника (прозелит) и евнух могут, наравне со всеми, быть полноправными членами этой церкви, если только они удовлетворяют основному внутреннему условию - «крепко держатся завета Божия», т. е. закона Моисеева, как его внешнего символического выражения.

Толковая Библия.