Толкование на Ис. 58:1

Свт. Иоанн Златоуст

Возопий крепостию и не пощади: яко трубу возвыси глас твой и возвести людем Моим грехи их и дому Иаковлю беззакония их

«Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе», так как то, что он намерен был говорить, было трудно. «И укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву – на грехи его», – ради чего Он и придал ему храбрости, чтобы тот не боялся.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Возопий крепостию и не пощади: яко трубу возвыси глас твой и возвести людем Моим грехи их и дому Иаковлю беззакония их

Окончивши речь о призвании Израильтян, Он приступает к иному некоему способу вразумления, прекрасному и полезному, исполненному всякого изящества и достойному славных венцев. Но, думаю, что предварительно надобно разоблачить для читателей цель пророчества, чтоб они видели, куда наконец направляется смысл сих слов. Итак, в предшествующих речах, которые Бог произнес об Израильтянах, заключались ясные предсказания о войне и пока еще не наступившем, но неизбежном бедствии. Ибо сказал: и не помянул еси Мене, ниже приял Мя еси во ум, ниже в сердце твое? и Аз тя видя, презираю, и не убоялся еси Мене. И аз возвещу правду твою и злобы твоя, яже не успеют тебе: егда возопиеши, да избавят тя во печалех твоих (Ис. 57:11-13). А мы говорили, что злобами в сих словах Он называет изобретательность Израильтян в измышлении идолов. Посему и сказал: егда возопиеши, да избавят тя во печалех твоих. Итак, для некоторых это было предвозвещением войны, и среди народа иудейского было предметом многих толков. Но среди него были некоторые, которые имели славу благочестия, но безрассудно делали то, о чем и говорить не прилично, украшали себя внешними украшениями и похищали себе, как я сказал, славу честных людей. Так, они притворялись, что они совершают посты, и творят частые молитвы, и думали, что этим они предотвращают гнев божественный. Итак, дошедши до забвения своих собственных грехов, они воображали, что для тех, которые даже приобрели привычку к постыднейшим делам, для оправдания и освящения достаточно одного воздержания от пищи и молитвы. Бог дает повеление пророку, говоря: возопий крепостью, и не пощади, яко трубу возвыси глас твой, и возвести людем Моим грехи их, - говори об этом не тайно и не в скрытном месте и не некоторым, но возвести об этом самым громким и возвышенным голосом и со всею смелостью обличи согрешающих, и пусть узнают они о своих грехах и о том, от чего надобно воздерживаться, если они хотят быть в чести у Бога и достойными Его милосердия.

Толкование на пророка Исаию.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его, и дому Иаковлеву – на грехи его

Иное дело – осуждение, а иное – обличение. Если мы говорим о недостатках ближнего со злобой, как бы мстя своему брату, выставляя на посмеяние его немощи, то это – осуждение, а обличение есть указание нашему брату его грехов со скорбью и состраданием, с любовью, искренним желанием его исправить.

Так как мы все грешны, то обличение другого да не идет с уст наших… Но пастыри Церкви должны делать это – обличать беззакония людей. На это они поставлены от Бога, Владыки и Судии всех. Это подвиг трудный, так как люди не любят правды, притом пастырю нужно иметь полноту любви и сострадания к грешному для успеха его дела… ибо иначе выйдет у него грубое осуждение. Пасомые очень чутки. Они искренне, со слезами каются в своих преступлениях, когда сердцем чувствуют доброго пастыря, жалеющего и любящего их. И отвернутся от того священника, который станет обличать их из чувства вражды или мести.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Блж. Иероним Стридонский

Взывай, не переставай; подобно трубе, возвысь голос твой, и объяви народу Моему преступления их и дому Иакова грехи их

По окончании предшествующего отдела, в котором возвещается мир праведным и никакого покоя нечестивым, Бог заповедует пророку Исаии, чтобы он взывал с силою и подобно трубе возвысил голос свой и не страшился говорить о грехах и преступлениях народа Израильского, не боясь ни смерти, ни устрашений и ругательств, но более внимал повелевающему Богу. А так как они имеют глухие уши и едва могут слышать, то, по Симмаху и Акиле, пусть он обратит гортань свою в трубу, которая по-еврейски называется sopliar и которую они перевели κερατίων, то есть роговую. Выше же, где говорилось апостолам: на гору высокую взыди, благовествуя Сиону, возвысь крепостию глас твой, благовествуя Иерусалиму; возвысь, не бойся (Ис. 40:9), не берется ни рог, ни труба, но повелевается взойти на гору. А так как здесь должно возвещать грешникам, жившим внизу, то пророку не повелевается взойти на гору, а только возвысить голос свой, как трубу, и возвестить им о грядущих войнах. Также о дне суда, когда вместе с воскресением мертвых говорится и о последней трубе, написано: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни (1 Кор. 15:52), так что как они будут судимы по звуку трубы, так Израиль, умерший чрез грех, будет слышать о своих преступлениях, и вместе с тем он называется народом Божиим, чтобы познал, какого Отца он потерял, который даже грешников называет Своим народом.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу

Основной темой главы является суд Божий над Израилем, или раскрытие его глубокой виновности, несмотря на всю внешнюю видимую праведность. Еврейский народ, в особенности, послепленной эпохи (которую, главным образом Исаия здесь пророчественно и созерцает) отличался большой привязанностью к Моисееву культу и букве закона. Потому он, быть может, совершенно искренно недоумевал, за что же еще его можно обвинять? Несомненно, этот именно смысл имеет характеристика иудеев во втором стихе, где они изображаются, «как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога Своего», а равно и предыдущие слова текста.

Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои… Но они ищут Бога не там и не так, где и как бы это следовало, что особенно ясно раскрыл Господь Иисус Христос сказавши: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня»; (Мф. 15:8; Сравни это с почти тождеств. словами пророка Исаии, из другой главы Ис. 29:13).

Толковая Библия.