Толкование на Ис. 58:6

Свт. Иоанн Златоуст

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо

См. Толкование на Ис. 58:4

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 6-7 Не таковаго (бо) поста Аз избрах, глаголет Господь: но разрешай всяк соуз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушенныя во свободу и всякое писание неправедное раздери: раздробляй алчущым хлеб твой и нищыя безкровныя введи в дом твой: аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри

Необходимо было, чтоб незнающим образа истинного поста он указан был Богом: ибо у Него всякая премудрость и разум (Иов. 12:13) и Им указывается путь ко всему прекрасному. Посему и божественный Давид воспевает и говорит: настави мя Господи на путь Твой, и пойду во истине Твоей (Пс. 85:11). Итак, Он отверг весьма неразумный и во всех отношениях бесполезный пост иудейский и уясняет сущность истинного поста. Разрешай, говорит, всяк соуз неправды, то есть, оставь всякое желание притеснить кого либо; ибо притеснение, нападение на людей более слабых и как бы опутывание их неизбежными узами обвинений - все это и есть соуз неправды. Такими средствами они желают получить что-нибудь от них. Разрушай обдолжения насильных писаний. Насильственными же писаниями или договорами, проистекающими из лукавства и исполненными жестокости, мы называем договоры торговые, и, сверх того, другие сделки относительно так называемых подарков и доходов, доставляющие некоторые выгоды и в привыкших делать их обнаруживающие любителей постыдных прибытков. Сокрушенныя, говорит, отпусти в свободу, то есть, тех, которые терпят несчастие, или утеснение, или вследствие союза неправды, или обременительных договоров. Отпусти в свободу, то есть, освободи от претерпеваемого ими стеснительного положения; дозволь наконец страдальцам вздохнуть свободно. Всякое писание неправедное раздери; здесь, как я думаю, говорит о записях ростовщиков, составляющихся часто для получения такой суммы денег, меру которой определяет заемное письмо. Если ты, говорит, будешь воздерживаться от этого, то к этому присовокупи и недостающее, заключающееся в совершении добрых дел по любви к ближнему, ибо исполнение закона любы есть (Рим. 13:10), по написанному. Обнаружение же любви к братьям и имеющего цену в очах Божиих милосердия к ним состоит в раздроблении хлеба алчущему, введении в дом не имеющих крова нищих и в одевании нагих и в оказании свойственным племене, то есть, соплеменникам достаточной помощи и в уделении им от данного Богом избытка. Обрати внимание на то, что не одно и тоже воздерживаться от зла и делать добро. Для того, чтоб иметь славу у Бога, было бы недостаточно только не делать зла, но за этим необходимо должны следовать совершение добрых дел и прилежание к благочестивым занятиям. Ибо расторжение сетей обременительных договоров и всякого неправедного союза и раздрание всякого неправедного писания есть не что иное, как только удаление от порока, между тем как решимость исполнять добрые дела - раздроблять алчущему хлеб, вводить в дом не имеющих крова нищих, одевать нагих и не превозноситься над своими соплеменниками – служит ясным доказательством превосходных добродетелей. Посему древний закон, будучи пестуном во Христа, не ввел среди людей того времени исполнения добра, напротив, учил прежде удаляться от пороков. Ибо заповеди: не убий, не прелюбы сотвори, не нарушай клятвы (Мф. 19:18), имеют тот же смысл; совершенно же и исполнение всякого добра предоставлено учению Христову, из которого мы научились исполнять дела любви к Богу и братьям.

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 6-7 Не это ли более есть тот пост, который Я избрал: разреши узы нечестия, развяжи связки угнетающие; отпусти сокрушенных на свободу и всякое иго расторгни. Преломи с голодным хлеб твой и бедных и скитающихся введи в дом (твой); когда увидишь нагого, одень его и плоти твоей не презирай

Сказав, какой пост Он отвергает, показывает, какой [пост] Он принимает с любовию. Разреши, говорит, узы нечестия, развяжи связки угнетающие или, как LXX яснее перевели, обязательства насильственных поручительств, которые наши, введенные в заблуждение двусмысленностию слова, то есть συναλλαγμάτων, перевели обмены (commutationes) вместо расписки. Указывает же на связки расписок, в которых содержатся наветы ростовщиков и чрез которые бедные угнетаются долгом, что во всех городах служит главною причиною возмущения. Поэтому и римский народ занимал соседние горы, отсюда и новые долговые записи (tabulae novae - уничтожение или уменьшение долговых обязательств, которое нередко достигалось в Риме путем восстания), которые греки называют χρεων νποχοπαί (уменьшение долгов). Следовательно пророк не заповедует, чтобы никто не требовал должного, — того, что надлежащим образом дано и надлежащим образом требуется, — иначе он был бы защитником возмущения, производившегося трибунами. Но где обязательство беззаконное, где бедные притесняются несправедливым обвинением, там связки обязательств и все узы неправды должны быть расторгнуты. Или же то следует сказать, что речь идет о постах, а пост производит сокрушение и смирение души чрез сокрушение же тела испрашивается прощение грехов. Божественное Писание учит, чтобы мы прощали должникам нашим, как и Отец небесный прощает нам долги наши (Мф. 6). Древняя история сообщает, что в седьмой год отпущения или в пятидесятый, который служит собственно юбилеем, всякая собственность возвращается владетелям, и рабам возвращается прежняя свобода и все расписки (nomina), которые обыкновенно называются обязательствами (cautiones), делаются недействительными (Лев. 25, Лев. 27). Коли же это предписывается древним законом, то во сколько более в Евангелии, в котором все хорошее удваивается, и в котором нам повелевается не вырывать глаз за глаз, зуб за зуб (Исх. 21), а подставлять ланиту ударяющему.

А чтобы мы знали, что выше сказанное: у всех должников ваших вымогаете написано о кредиторах, то относительно должников с большею ясностию присовокупляется: отпусти сокрушенных на свободу, то есть, освободив сокрушенных бедностию, изнуренных нищетою, не допускай до нищенства. И всякое бремя, которым они угнетаются, расторгни. Вместо этого, LXX яснее перевели: и всякое писание неправедное раздери, что Симмах перевел: и всякое ложное поручительство расторгни. Но может статься, что кто либо скажет: я не имею должников; что же мне должно делать для того, чтобы был принят пост мой?

Далее следует: преломляй с голодным хлеб твой. Не многие хлебы, — чтобы ты не опасался бедности, а один хлеб, и притом не целый, а часть хлеба, которую ты сам бы съел, если бы не постился, — чтобы твое пощение не было прибылью для кошелька, а насыщением души. И прекрасно прибавил: твой, чтобы ты не давал милостыню из похищенного. Ибо избавление мужа души свое ему богатство (Притч. 13:8). И в другом месте: чти Господа от праведных твоих трудов (Притч. 3:9). Если ты не имеешь хлеба, а голодных весьма много, то доставь им то, от чего ты не потерпишь никакого урона. В этом нет никакой потери: бедных бескровных введи в дом твой, или, как стоит в еврейском: в дом, так что, если не имеешь своего, то можешь ввесть в квартиру, которую имеешь или по найму за плату, или даром.

Если увидишь нагого, одень. Это и Господь говорил в Евангелии: имеяй две ризе, да подаст одну неимущему (Лк. 3:11). Ибо Он не повелел разрывать и делить одну, что многие делают ради снискания любви у народа, но, не удерживать одну из двух, возвышая заповеди правды и сказав, что даже поданная чаша холодной воды имеет награду. И плоти твоей, говорит, не презирай. Ибо всякий человек есть плоть наша. И по евангельской притче оказавший благодеяние называется ближним того, кто шел из Иерусалима в Иерихон и был изранен разбойниками (Лк. 10). Или по Семидесяти, которые сказали, и принадлежащих к семени твоему не презирай, мы должны разуметь тех своих по семени, о которых и апостол учит, что всем должно делать добро, а в особенности своим по вере (Гал. 6). Ибо они плоть наша и семя наше, рождающиеся от одного с нами родителя. К ним и Спаситель простирал руку, говоря: се мати Моя и братия Моя, иже сотворит волю Отца Моего (Мк. 3:34). А чтобы мы знали, что один Господь и ветхого и нового завета, то тоже говорит и Господь в Евангелии о тех, которые в день суда будут стоять одесную: приидите благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясте, возжадахся, и напоисте Мя, болен и в темнице бех, и приидосте ко Мне, странен бех, и введосте Мене в дом ваш, наг, и одеясте Мя (Мф. 25:34—36). И им, говорящим с смирением, что они ничего не сделали для Господа Спасителя, Он ответил: понеже сотвористе единому братий Моих менших, Мне сотвористе (Мф. 25:40). Применительно к иносказательному значению можно сказать следующее. Кто постится от всякого зла и хочет, чтобы призирался пост его, тот пусть не только уклоняется от зла, но и делает добро, разрешая всякие узы неправды, которыми связываются все простецы из числа верующих посредством обмана еретиков и στραγγαλίας, обязательства насильственных описаний (tractatuum), на которые указывает и пророк в псалме, говоря: уклоняющыяся же в развращения (obligationes) отведет Господь с делающими беззаконие (Пс. 124:5). Ибо все, связываемые узами еретиков, уклоняются от Господа, и подобны волу, которого ведут для жертвоприношения, и избирают и меняют ложь на истину. Итак подобного рода людей, которые сокрушены судом, должен прощать (dimittat) и разрешать член клира, и разрушать и расторгать всякое писание еретиков, о которых этот же самый пророк говорит: горе пишущим лукавство, пишущии бо, лукавство пишут, восхищающе суд нищих людей Моих (Ис. 10:1-2), чтобы они не уловляли всех простодушных своими сетями. И когда сделает это, то пусть преломляет хлеб свой алчущим церковного учения, что сделал и Христос, подавая апостолам преломленные хлебы, которые Он оставил им в Евангелии, в семи корзинах и двенадцати коробах, не целыми, какими они были в Законе, а раздробленными и преломленными, чтобы они имели, что раздавать бедным. Коих увидишь не имеющими теплоты веры, но зябнущими вне Церкви от холода неверия, беспомощными и странствующими, тех введи, говорит, в дом церкви и одень одеждою нетления, чтобы, облекшись в одежду Христа, они не оставались в гробницах, что мы читаем о том, в котором был легион бесов и который нагой жил в памятниках умершим (Мк. 5). И хотя все это ты должен делать и щедрость твоя должна простираться на всех, но в особенности не презирай своих по вере.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.

Лопухин А.П.

Ст. 6-7 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся

В этих двух замечательных стихах прекрасно раскрывается внутренняя сторона поста, его истинная, моральная природа, состоящая в делах правосудия, любви и милосердия. Основной тон такого поста - борьба с греховным эгоизмом в служение меньшему брату. Стихи эти так хорошо раскрывают смысл и условия правильного, угодного Богу поста, что они недаром послужили содержанием одной из лучших наших великопостных стихир: «постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем: дадим алчущим хлеб и нищие бескровные введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость».

Толковая Библия.