Толкование на Ис. 58:14

Свт. Иоанн Златоуст

и будеши уповая на Господа, и возведет тя на благоты земныя, и ухлебит тя наследием Иакова отца твоего: уста бо Господня глаголаша сия

Пророк показывает будущие добродетели. Но чтобы они не сомневались, что все твердо пребывает, он сказал: «уста Господни изрекли это».

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

и будеши уповая на Господа, и возведет тя на благоты земныя, и ухлебит тя наследием Иакова отца твоего: уста бо Господня глаголаша сия

См. Толкование на Ис. 58:13

Блж. Иероним Стридонский

То ты будешь иметь отраду в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе от наследия Иакова, отца твоего. Ибо уста Господни изрекли [это]

Когда ты будешь называть субботы отрадными и в субботу не будешь двигать ногу свою для исполнения рабской работы и не будешь говорить слова, то есть всегда будешь молчать и исполнять заповеданное: удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти (Пс. 33:14), тогда ты будешь иметь отраду в Господе и увидишь на себе исполнение [изречения]: насладися Господеви и даст ти прошения сердца твоего (Пс. 36:4). Или же будешь уповать на Господа, согласно с оным написанным: надеяйся на Господа блажен есть (Притч. 16:20), и у Иеремии: благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его (Иер. 17:7), и в другом месте: благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека (Пс. 117:8). И вознесет тебя Господь и возведет на высоты и ко благам земли. Ибо земля кротких и земля живых не внизу, а вверху. Поэтому Лоту, бегущему из долины Содомской и Гоморрской, говорится: в горе спасайся (Быт. 19:17), и когда он достиг ея, то солнце взошло пред ним над Сигором. Об этой земле Господь говорил: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5:5). Сюда относится и многое другое, что мы часто приводили, к чему принадлежит и оное: чти отца твоего и матерь твою, и долголетен будеши на земле, юже Господь Бог дает тебе (Исх. 20:12), что в буквальном смысле совершенно не возможно. Ибо многие чтут родителей и скоро умирают, а иные отцеубийцы живут долгое время. А чтобы мы с большею определенностию знали, что эта земля находится на высоте, то напомним вкратце о тридцать шестом псалме, в котором написано: кротцыи наследят землю и насладятся о множестве мира (Пс. 36:11), после чего присовокупляется: потерпи Господа и сохрани путь его, и вознесет тя, еже наследити землю (Пс. 36:34), о которой в другом месте поется: праведницы наследят землю и вселятся в век века на ней (Пс. 36:29). Также и это невозможно. Ибо если земля, - разумеется, та, на которой мы живем, - прейдет, то каким образом праведные будут жить на ней во веки? Из этого мы научаемся, что это та земля, которая находится на высоте.

Затем присовокупляется: и дам вкусить или даст вкусить тебе Господь наследие Иакова, отца твоего. Ибо как надеющийся на Авраама называется сыном Авраама, так запинающий грехи и пороки называется сыном Иакова, и кто подражает чьей либо добродетели, тот называется и сыном его. Под благами же земли, находящейся на высоте, которые вкушает сын Иакова, должно разуметь те, которые и глаз не видел, и ухо не слышало и которые не приходили на сердце человеку (1 Кор. 9), о них в послании к Евреям написано: ибо таковая глаголющий являются, яко отечествия взыскуют. И аще бы оно искали, из негоже изыдоша, имели бы время возвратитися в него. Ныне же лучшаго желают отечества, сиреч небеснаго Иерусалима (Евр. 11:14-16). Отсюда мы научаемся, что следует отвергнуть баснословие о тысячелетии, в которое обещается снова супружество, и брашна, и образ земной жизни. Ибо если в воскресение ни женятся, ни посягают, но будут подобны ангелам (Мф. 22:30), как сыны воскресения, и если о чреве и брашнах апостол говорит: брашна чреву и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит (1 Кор. 6:13): то как, при нетленном, духовном и бессмертном теле, мы снова будем искать пороков прежней, смертной и тленной плоти? И это говорим мы не вследствие отрицания существенных свойств (substantiam) прославленного тела, а потому, что вполне исключаем прежние дела в тех, кои подобны ангелам. Также еще и в этом теле чрез пощение и воздержание, чрез постоянную любовь и целомудрие мы подражаем силам ангельским, и однако не утрачиваем существенных свойств тел. А чтобы мы верили, что все это сбудется, то мы должны знать, что это обещано Богом, уста которого изрекли это, и как под руками мы разумеем делание, под ногами хождение, под чревом рождение и под ушами и глазами слух и зрение, так и под устами мы должны разуметь слово Божие.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.

Лопухин А.П.

то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это

См. Толкование на Ис. 58:13