Толкование на Ис. 59:15

Свт. Кирилл Александрийский

Cт. 15-16 И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда. И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его

Зло обострилось настолько, что даже невинные подвергались мучениям от неправедных, почему и сказано: «И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда. И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника». Так как ничей ум не был склонен к суду, Бог же не желал, чтобы те люди терпели неправду, вследствие бесчисленного зла, то поэтому Он посетил, спрашивал их, говорил им: «и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его». Разве это не кажется тебе также великим даром милосердия? Двоякое милосердие – удалять такую страсть, милосердие – как к терпящим, так и к мучающим: тех Он освобождает от зла, а этих удерживает от мучительства. Таковое благодеяние даровано не только терпящим, но и мучающим. Человеческий закон часто проступок одного считает общественным, и не дозволяет жить тому, кто изнасиловал жену ближнего своего, хотя бы он намерен был дать удовлетворение за такую обиду, – не дает права известному судье сделать снисхождение при наказании такого лица, но считает бесчестие как бы нанесенным себе самому и таким образом заботится об ее чести.

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

и истина взяся, и преставиша ум свой еже смыслити. И виде Господь и негодова, яко не бяше суда

См. Толкование на Ис. 59:14

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 15-18 И истина пришла в забвение, и удаляющийся от зла подвергся хищению. И увидел Господь это, и худым оказалось пред очами Его, что нет суда, и увидел, что нет человека, и изумился, что нет заступника. И поможет Ему мышца Его, и правда Его сама укрепила Его. Облекся в правду как в броню, и шлем спасения на главе Его. Облекся в одежды, мщения, и покрыл Себя как плащем ревности, как для отмщения, как бы для воздаяния за гнев врагам Своим, для возмездия противникам Своим, чтобы воздать островам должное

Доселе непрерывно шла пророческая речь от лица народа; теперь пророк говорит от собственного лица. Когда они говорили это, Господь увидел, что они устами говорили о покаянии, но в сердце не приносили его, и не угодно было это Ему. Ибо Он искал у них истины суда, который перенесен был к язычникам, и не нашел. Он искал какого либо праведного человека, который мог бы ходатайствовать пред Ним, во время гнева Его, и не нашел, как Он и выше сказал: приидох, и не бяше человека, звах, и не бе послушающаго (Ис. 50:2). И так как у них, пребывающих в преступлении, не нашлось даже и одного праведного, но вси уклонишася, вкупе неключими быша, и несть творяй благостыню, несть до единаго (Пс. 13:3): то Он мышцею Своею и правдою или милосердием укрепил его, чтобы те, которые захотят обратиться, были спасены не по своей заслуге, но по благости Божией. Наконец Он облекся в броню правды и в шлем спасения, и в одежду мщения и возложил на Себя плащ ревности, и, вооружившись таким образом, выступил на брань, чтобы воздать мщение врагам Своим, —указывает, без сомнения, на иудеев, упорствующих в своих богохульствах, и возмездие противникам Своим, когда окружило их войско римлян. И победа их показывает, что Господь ратоборствовал. Это свидетельство привел и Павел, когда писал Ефесянам и когда хотел, чтобы мы облеклись в оружие Христово, чтобы возмогли противустать раскаленным стрелам диавола (Еф. 6). Те же [слова], которых нет у Семидесяти толковников: воздать должное островам, указывают на иудейские города, которые опустошило римское войско. Ибо и выше (20) Господь говорит чрез пророка к жителям островa, то есть Иерусалима.

См. также Толкование на Ис. 59:12

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая.

Лопухин А.П.

И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда

См. Толкование на Ис. 59:14